Ялта воронцовский дворец

История постройки Алупкинского дворца

В г. Алупка Воронцовский дворец строился как резиденция генерал-губернатора Новороссийского края, графа Михаила Воронцова. Следовательно, к возведению подошли с особой тщательностью. С момента разметки территории и до самого завершения постройки всем лично руководил генерал-губернатор. Строительные работы начались в 1828 г. и велись по совместному проекту признанных архитекторов — Франческо Боффо и Томаса Харрисона. Комплекс был спланирован в духе строгого классицизма – популярного стиля в то время, Воронцов без раздумий утвердил проект.

Однако после поездки в Англию, познакомившись с тамошними романтическими веяниями в архитектуре, он полностью изменил первоначальные чертежи. Согласно новому, окончательному проекту, дворец приобрел вид средневекового замка. К постройке был подключен молодой, талантливый английский архитектор Эдвард Блор, внесший последние штрихи в планировку. На постройку своего детища граф не жалел средств, в результате оно обошлось ему в астрономическую по тем временам сумму – 9 млн. рублей. Но благодаря этому в 1848 г. блестящий Воронцовский дворец в Крыму стал самым роскошным и величественным строением.

Жемчужина Советской эпохи

С установлением советской власти в Крыму в 1920 г., территорию этой достопримечательности Алупки национализировали. Уже в 1921 г. она преобразована в музей, но вместе с тем некоторые корпуса отданы под дачи партийным работникам. С началом Великой Отечественной войны из Алупкинского дворца эвакуировали музейных работников, кроме директора Щеколдина, не захотевшего оставлять экспозиции, которые в суматохе не успели вывезти. Но не успели их вывезти и немцы в 1944 г. – во многом благодаря все тому же директору музея.

Во время Ялтинской конференции в 1945 г. во дворце располагалась британская делегация и сам Уинстон Черчилль. В период с 1945 по 1955 гг. он был дачей высших чинов НКВД, а с 1952 г. здесь также размещался санаторий. С 1956 г. он снова стал функционировать как музей, а в 1990 г. превращен в Алупкинский музей-заповедник дворцово-паркового искусства.

Удивительная архитектура Воронцовского

Где находится Воронцовский дворец в Крыму — сейчас знают многие, потому как еще с середины прошлого века он стал одной из самых посещаемых достопримечательностей полуострова. Такую широкую популярность он приобрел благодаря удивительному архитектурному стилю. Он представляет собой причудливую смесь разных эпох и культур, в нем гармонично переплелись романские, готические, классические традиции с элементами мавританского зодчества Южной Испании.

Интерьер и экспозиции

Внутреннее убранство Воронцовского дворца в большинстве выглядит почти, как и 100 лет назад, в 1914 г.: интерьер его был изменен лишь незначительно. Для осмотра туристами сейчас открыто 8 залов, среди них:

  • Личный кабинет графа Михаила Воронцова;
  • Китайский кабинет, полностью оформленный в восточном стиле;
  • Вестибюль с портретами семейства Воронцовых;
  • Голубая гостиная с богатой лепниной в виде бутонов роз;
  • Ситцевая комната с оригинальной мебелью XIX века;
  • Столовая, выполненная в духе эпохи Тюдоров;
  • Оранжерея, представленная всеми видами экзотических растений;
  • Бильярдная комната.

За отдельную плату можно посетить и другие корпуса, входящие в дворцовый ансамбль и представляющие собой не меньший интерес для посетителей.

Живописные окрестности

В окрестностях раскинулся роскошный Воронцовский парк, разбитый на склонах горной гряды, представленный бесчисленными видами растений – как местных, так и совершенно экзотических для этих мест. Парковая зона включает живописные рукотворные пруды, прекрасные водопады, фонтаны, все это дополняют восхитительные по исполнению скульптуры. Аллеи выходят на пляж, откуда открывается совершенно потрясающий вид на утопающий в зелени особняк с нависающей над ним горой Ай-Петри. Кстати, это излюбленное место туристов, где они неизменно снимаются на фото. Воронцовский дворец очень фотогиничен!

Замок «Ласточкино Гнездо»

Замок «Ласточкино Гнездо»

Пожалуй, самое узнаваемое место Крыма. Совсем небольшой (всего 12 метров в высоту) замок «Ласточкино гнездо» так не похож на остальные дворцы полуострова (да и всей страны). До начала XX века замок был деревянным, но, после приобретения немецким бароном фон Штенгелем, был отстроен в камне. Средневековый сказочный стиль – задумка барона, он хотел, чтобы «Ласточкино гнездо» напоминал ему старинные замки-крепости его родины.

Шпили замка, закат над морем, шум волн, бьющихся о скалы – этому месту мы уверенно присваиваем титул «Самая романтичная достопримечательность Крыма».

Как добраться до замка «Ласточкино гнездо»:

1 вариант: от Ялтинского автовокзала на маршрутном такси №27 и №32 до остановки «Санаторий Парус» (пос. Гаспра).

2 вариант: заказать экскурсию по морю на теплоходе (отходит от морвокзала Ялты). Посмотреть расписание экскурсии можно . Этот вариант TravelRabbit очень сильно рекомендует, потому что впечатлений от морской прогулки вы получите гораздо больше, чем от автобусной поездки.

Как добраться до замка «Ласточкино гнездо» на машине: координаты — 44°25’49.8″N, 34°7’42.6″E

Золотые ворота Карадага

Скала «Золотые Ворота»

Скала вырастающая из моря в 85 метрах от восточного побережья полуострова, у подножья потухшего вулкана Карадаг. Когда-то она носила название «Чертовые ворота», но красота бесчисленных оттенков золотого, в которые Солнце окрашивало базальтовую скалу на восходе и закате, возможно смягчила сердца местных и «Ворота» из «чертовых» были переименованы в «золотые».

Солнце золотит скалу не только в неудобное для посещений время восходов и закатов, но и в середине дня, между 13:00 и 14:00. А особенным охотникам за редкими кадрами, рекомендуем приезжать сюда в дни зимнего солнцестояния – только в это время возможно заснять восход Солнца сквозь арку Золотых ворот.

Если будете на катере проплывать под аркой скалы, то обязательно киньте монетку и загадайте желание – по местным поверьям оно непременно сбудется.

Как добраться до Золотых ворот Карадага:

От Симферополя: на станции «Курортная» или «Центральная» сесть на автобус с надписью: «Коктебель» (актуальное расписание увидите там же, на станции, автобусы ходят каждые полчаса). От Коктебеля придется пройтись пешком около 7 километров. Удобнее на причале Коктебеля взять билет на катер и доехать до скалы по морю.

Водопад Джур-Джур

Водопад Джур-Джур (с) Kuluarpohod

Этот небольшой водопад (высота всего 15 метров) тем не менее является одной из самых зрелищных природных достопримечательностей Крыма. Дело в том, что Джур-Джур при скромной высоте, довольно широкий и полноводный, его воды с шумом обрушиваются вниз, выглядит это впечатляюще. Плюс ко всему, расположен водопад на территории Хапхальского заповедника, в котором помимо водопада, можно увидеть шумную горную реку Улу-Узень (она и образует водопад), редкие деревья-великаны вроде дуба и граба и бука, диких животных – оленей, куниц, лисиц, барсуков и пещеру Джур-Джур.

Вход в заповедник платный (около 100 рублей) и передвигаться по его территории можно только по специальным экологическим тропам.

Как добраться до водопада Джур-Джур:

Из Алушты: от автовокзала на маршрутном такси или автобусе до с. Генеральское, дальше пешком до кордона заповедника, от него по указателям до водопада.

Важно: уточните у водителя время отправления автобусов от Генеральского обратно в Алушту, чтобы знать, когда последний рейс и спокойно ходить по заповеднику столько, сколько вам захочется.

Как добраться до водопада Джур-Джур на машине: координаты — 44.807066, 34.456043

Мраморная пещера

Мраморная пещера (с) krimology.info

В Крыму много пещер, но мы решили остановить внимание на этой. Мраморная пещера расположена в горах Чатыр-дага. Именно эта пещера обладает самым большим «залом» в Крыму, его длина более 100 метров. Мраморная пещера очень разнообразна по своему ландшафту: здесь и каменные водопады, и сталактитовый «лес», и геликтитовые «цветы», и жемчужные «озера».

Мраморная пещера не только одна из самых посещаемых пещер Европы, но и самая комфортная и безопасная, исследовать ее могут не только подготовленные спелеологи, но и не очень спортивные туристы.

Важно: в пещере всегда прохладно, температура на выше +9 градусов Цельсия, поэтому одевайтесь теплее.

Как добраться до Мраморной пещеры:

На общественном транспорте добираться до пещеры очень проблематично, поэтому мы бы все-таки советовали взять экскурсию, либо поехать такси, но если трудности вас не пугают, то:

От Симферополя: На троллейбусах №1, №51 и №52 до села Заречное, оттуда автобусом до села Мраморное, а дальше пешком около 7-8 километров.

Как добраться до Мраморной пещеры на машине:

Маршрут для опытных автомобилистов, потому что дорога очень плохая (лучше все же взять местное такси, оно не очень здесь дорогое). Координаты: 44.797540, 34.278729

В нашем списке далеко не все достопримечательности Крыма, об этой природной и исторической сокровищнице можно рассказывать бесконечно, но мы постарались выбрать места, в которых и захватывает дух, и отдыхает душа, и мозг узнает для себя что-нибудь новое и интересное.

Следующая статья
Предыдущая статья

История создания

Первоначально возводить резиденцию был назначен знаменитый итальянский архитектор Франческо Боффо, уже построивший графу дворец в Одессе. Помогать ему должен был англичанин Томас Харрисон, инженер, приверженец неоклассики. Начались работы, и к 1828 году фундамент, который для сейсмоустойчивости залили свинцом, а также первая кладка портальной ниши центрального корпуса были готовы. Но в 1829 году умер Харрисон, а два года спустя граф решил приостановить строительство дворца, по всей видимости отказавшись от идеи возведения резиденции в стиле неоклассики.

Воронцов обращается к англичанину Эдварду Блору, блистательному историку архитектуры, графику и модному у себя на родине архитектору. Скорее всего, Воронцову его отрекомендовал граф Пембрук. Новых чертежей пришлось ждать почти год. Но результат Михаилу Семеновичу понравился, и в декабре 1832 года началось возведение корпусов. Блор блистательно решил задачу в исторической перспективе: архитектура дворца демонстрирует развитие средневековой европейской и мавританской архитектуры, начиная от форм раннего Средневековья и кончая XVI веком. Здание дворца развернуто таким образом, что повторяет собой очертания виднеющихся гор. Удивительно, что сам архитектор, так точно вписавший здание в окружающую природу, ни разу не побывал в Крыму, а использовал лишь многочисленные пейзажные наброски и рисунки рельефа, которые были высланы ему в Англию.

Получившийся замок, вполне мог служить иллюстрацией к историческим романам: пять корпусов, укрепленных оборонительными башнями, различными по форме и высоте, объединены между собой множеством открытых и закрытых переходов, лестниц и двориков.

Строительство велось из местного камня зеленовато-серого цвета — диабаза, по прочности не уступающего базальту, который брался из естественных россыпей в Алупке. При его обработке требовались немалые усилия, так как сложные по рисунку украшения экстерьера дома мог испортить один неверный удар долотом. Поэтому для сложнейших каменотесных работ пригласили российских камнерезов, строивших белокаменные храмы в Центральной России.

Основное декоративное украшение Воронцовского дворца — мотив пологой стрельчатой килевидной арки — неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решетке, ограждающей крышу, и в декоративном убранстве портала южного входа, выполненного в мавританском стиле дворца Альгамбра.

В оформлении обращенного к морю южного входа переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, которые завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя, кроме Аллаха», так же как это написано в гранадской Альгамбре.

Перед фасадом располагается Львиная терраса и монументальная лестница белого каррарского мрамора работы итальянского скульптора Джованни Бонанни. С обеих сторон ступеней расположены три пары львов: левый снизу — спящий, правый снизу — пробуждающийся, выше — пара бодрствующих, и третья пара — рычащие.

Задний фасад дворца и его западная часть, вариация на тему тюдоровской Англии XVI — начала XVII века, напоминают суровые замки английских аристократов.

Кстати, этот дворец был один из первых в России, который оборудовали водопроводом с горячей водой и канализацией.

Расходы на строительство дворцового комплекса составили около 9 миллионов рублей серебром — астрономическая по тем временам сумма. Но граф Воронцов мог себе это позволить, так как после женитьбы в 1819 году на Елизавете Ксаверьевне Браницкой он удвоил свое состояние и стал богатейшим помещиком Российской империи. Елизавета Ксаверьевна, та самая, в которую, по одной из версий, в одесской ссылке влюбился Александр Пушкин, лично следила за созданием интерьеров здания, заботилась о художественном оформлении парка и нередко оплачивала работы.

Обитатели дворца

Долго пожить в Алупкинском дворце Михаилу Семеновичу не удалось. Последовало очередное назначение — на этот раз на Кавказ. Зато в Алупке в конце 1840-х годов поселилась с детьми его дочь, графиня Софья Михайловна. Затем, после смерти князя Воронцова (он получил княжеский титул в 1845 году), дворец по праву майората перешел к его единственному сыну — Семену Михайловичу. В 1882 году его вдова, Мария Васильевна Воронцова, уехала за границу и вывезла из дворца многие ценности. Детей у нее не было, дворец оказался брошенным, и к концу XIX века здание, парк и хозяйство пришли в полный упадок.

В 1904 году у замка появились новые хозяева — родственники по линии Воронцовых-Дашковых. Жена наместника царя на Кавказе графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, урожденная графиня Шувалова, энергично взялась за дело. Она сдала земли под санатории и пансионы и построила на территории имения более 120 дач.

После революции и установления власти Советов в Крыму земли Воронцовых-Дашковых были национализированы. А 22 февраля 1921 года в Крым пришла телеграмма Ленина: «Примите решительные меры к действительной охране художественных ценностей, картин, фарфора, бронзы, мрамора и т. д., находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава…»

В начале 20-х годов на Южном берегу Крыма, в ряде крупнейших дворянских усадеб были созданы музеи, среди них и Алупкинский музей. Коллекция музея серьезно пострадала во время Великой Отечественной войны: многое было вывезено оккупантами, в том числе 537 произведений живописи и графики. Лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.

В феврале 1945 года на время Крымской (Ялтинской) конференции Алупкинский дворец стал резиденцией английской делегации. В Парадной столовой дворца состоялись встречи глав союзных держав — Сталина, Черчилля и Рузвельта.

Позже дворец стал госдачей НКВД. В 1952 году там разместили санаторий, и лишь в 1956 году по решению советского правительства здесь открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства. С 1990 года дворец входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В его коллекции сегодня представлены произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства, а также документы, старинные рисунки и литографии, знакомящие с историей строительства дворца.

Английский парк

Английский парк дворца — произведение немецкого садовода-ботаника Карла Кебаха, которого Воронцов пригласил в Крым в 1824 году, когда не было и проекта самого дворца. Он с рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную флору, сочетая, впрочем, все с новейшими достижениями садово-паркового искусства. Со всего мира сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов. Посылки с семенами и саженцами приходили из Америки, Италии, Кавказа, Карелии, Китая и Японии. Рассказывали, что здесь одновременно цвело более двух тысяч сортов роз. Немецкий садовод настолько прославился в Крыму, что его стали приглашать помещики для создания или улучшения своих парков и садов по всему побережью.

Карл Кебах четко спланировал парк по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Прибрежное шоссе (Ялта — Симеиз) делит парк на Верхний и Нижний.

Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения с фонтанами, мраморными скульптурами, византийскими колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний создан по принципу английских пейзажных парков эпохи романтизма — более естественным и природным: в нем скалистые обломки, тенистые пруды и сохраненные участки крымского леса перемежаются с живописными полянами, уникальной системой озер, водопадов, каскадов и гротов. Кебах создавал Верхний парк как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.

Тщательно продуманная дренажная система и индивидуальный уход за растениями сделали свое дело — многие, даже очень редкие и прихотливые растения хорошо укоренились. Всего на территории парка к концу XIX века произрастало 250 видов деревьев и кустарников. Растения Воронцовского парка пользовались такой популярностью, что саженцы даже продавали на сторону, в другие сады и усадьбы.

Славу Воронцовского парка как шедевра ландшафтной архитектуры упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов… А парки, сады и виноградники, принадлежавшие графу Михаилу Воронцову и его родственникам — Нарышкиным и Потоцким, полностью изменили облик побережья от Алушты до Фороса.

История Воронцовского дворца

Первым владельцем дворца был светлейший князь Михаил Семенович Воронцов, потомок древнего рода, известного с 14 века, герой-орденоносец, участвовавший во многих военных кампаниях и вышедший в отставку в звании генерала-фельдмаршала, новороссийский и бессарабский генерал-губернатор, почетный член Петербургской Академии наук. После его смерти в 1856 году, дворцом поочередно владели близкие родственники князя. После свершения революции объект был национализирован.

Период строительства Воронцовского дворца в Крыму относится к периоду 1828—1848 гг. К тяжелым работам были привлечены оброчные крепостные, а рельефную отделку выполняли потомственные каменотёсы, причем вручную. Вначале возвели Столовый корпус, затем Центральный. Уже в сороковые годы 19 столетия появилась бильярдная, флигели, башни, гостевой и хозяйственные корпуса, а также библиотека. Над уступами Южной террасы усердно трудились сапёры. Благодаря им, Воронцовский дворец в Алупке обзавелся шикарной парадной лестницей, на постаменты которой в 1948 году были водружены львы, изготовленные итальянским мастером Джованни Боннани. Это явилось завершающим аккордом оформления общего ансамбля дворцового комплекса.

Скульптура льва на парадной лестнице, © Екатерина Саввина

Уже в 1921 году Воронцовский дворец в Крыму, так и не поменявший своего нарицательного имени, превратился в музей. В годы Второй мировой войны экспонаты спрятать не успели, поэтому многие из них были вывезли оккупанты. Суммы похищенного оказались колоссальными. Во время Ялтинской конференции (февраль 1945-го) дворец на время превратился в резиденцию У.Черчилля и его свиты. Вплоть до 1956-го здесь располагалась правительственная дача. Впоследствии было вынесено решение вновь открыть музей, который функционирует до сих пор, но уже в новом статусе. В 90 годах прошлого столетия комплекс стал именоваться дворцово-парковым музеем-заповедником.

Дворец внутри

Официальный сайт Воронцовского дворца предлагает к посещению несколько интереснейших экспозиций. Основной экспозицией комплекса являются Парадные залы, расположенные в Главном корпусе комплекса. Их отделка сохранилась практически в первоначальном виде. Оформление и убранство Парадного кабинета выполнены по всем правилам английского стиля. Здесь присутствуют портреты первого владельца, а также его соратников, участвовавших в Бородинском сражении. Китайский кабинет способен удивить посетителей искусно декорированной мебелью и циновками из рисовой соломки, занимающими бо́льшую часть поверхности стен. Вестибюль с деревянными профилированными потолками, строгой мебелью и каминами, украшенными диабазовыми порталами, соседствует с тамбуром, в котором имеется вышитое изображение персидского шаха. Голубая гостиная поражает своей утонченностью и изумительным лепным орнаментом, выполненным когда-то крепостным мастером.

Голубая гостиная в Главном корпусе, © Екатерина Саввина

В Зимнем саду можно увидеть вьющийся фикус, сохранившийся с 1838 года, и редкие экзотические растения. Здесь находятся любопытные скульптуры и фонтан. Парадная столовая Воронцовского дворца в Алупке (Крым) напоминает рыцарский замок. В ней привлекает внимание оригинальный балкончик для музыкантов и фонтан, по форме напоминающий камин. Завершает Парадные залы Бильярдная с художественными полотнами, размещенными на стенах.

К следующей экспозиции относится одноэтажный Шуваловский флигель, в который имели доступ лишь близкие к семье дочери М. С. Воронцова люди. Уютный домик имеет несколько комнат, каждая из которых интересна по-своему. Далее можно пройти в квартиру дворецкого, расположенную Хозяйственном корпусе, и посмотреть, как жил обслуживающий персонал князя, получая полный пансион, да еще и зарплату. Здесь же можно заглянуть в Воронцовскую кухню. И, наконец, еще одна экспозиция «Южных террас» включает саму парадную лестницу, скульптуры львов, цветущие клумбы и каскадные фонтаны.

Кроме основных объектов Воронцовского дворца в Алупке, на его территории размещаются временные и постоянные выставки. Среди них — русский и западноевропейский фарфор-фаяс, живопись художников разных периодов, включая вторую половину 20 века, скульптуры, графика и пр.

Воронцовский дворец — как добраться

Вариантов посещения дворцово-паркового комплекса в Алупке несколько. Через город проходят две трассы — верхняя и нижняя, поэтому попасть сюда можно с разных населенных пунктов полуострова, связанных между собой Южнобережным и Севастопольским шоссе.

Из Ялты

По маршруту Ялта — Воронцовский дворец регулярно ходит два автобуса — № 132 из центра и № 102 с автовокзала. Они останавливаются в пешей доступности от достопримечательности — всего в 10 минутах ходьбы. Остановка маршрутных такси, курсирующих между Ялтой и Алупкой (№ № 107 и 115), находится чуть дальше от комплекса — в 15 минутах ходьбы.

Из Севастополя

В Воронцовский дворец можно доехать прямым автобусным рейсом «Севастополь — Алупка» либо до остановки «Автостанция» и пройтись пешком, либо до остановки «Питомник» с пересадкой на городской автобус № 1А, курсирующий по круговому маршруту. Выход — на остановке «Центр».

Из Алушты

Путь Алушта — Воронцовский дворец состоит из двух этапов. Вначале нужно добраться на крымском троллейбусе № 53 до Ялты, а затем пересесть на автобус или маршрутное такси (описание выше).

Из Симферополя

Из Симферополя до троллейбусной станции Ялты, расположенной поблизости от «Автовокзала» можно доехать напрямую от аэропорта «Симферополь» на троллейбусе № 55 или от железнодорожного вокзала рейсом № 52. Другой вариант предусматривает пересадочную стыковку в Алуште с троллейбуса № 51, идущего от железнодорожного вокзала Симферополя, или № 54, отправляющегося от аэропорта, на троллейбус № 53, следующий до Ялты. Далее путь в Воронцовский дворец — как добраться, описано выше. Быстрее до Ялты можно доехать междугородним автотранспортом.

Крымские таксисты и частные извозчики прекрасно знают, где находится Воронцовский дворец, поэтому пассажиров они доставляют не только из Ялты, но и из Фороса, Гурзуфа, Алушты и даже Симферополя. При самостоятельной поездке на машине придется заранее позаботиться о навигаторе.

Важная информацияДо октября 2017 года до Воронцовского дворца можно было добраться морским путем. В настоящее время Алупкинский причал закрыт по причине его разрушения

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *