Тверь двор пролетарки

«Пролетарка» («Морозовский городок»), г. Тверь

Что вы думаете, когда слышите о казённом жилье фабричных рабочих? Считаете ли такую архитектуру достойной внимания? Сейчас она часто ассоциируется с однообразными, скучными строениями. Однако среди промышленных кварталов можно найти настоящие шедевры. Особенно повезло жителям Твери. В юго-западной части города сохранился целый микрорайон, знаменитый как планировкой, так и зданиями, над которыми трудились выдающиеся архитекторы: А.Э. Эрихсон, К.В. Терский.
Благодаря кому и при каких обстоятельствах эти постройки появились в Твери? В каком состоянии они находятся сейчас? И почему Морозовский городок подарил Твери свой собственный «Париж»? Об этом и многом другом вы узнаете в моем новом материале о Морозовском городке.
А если вы хотите увидеть эти красивейшие постройки своими глазами — то я с радостью приглашаю вас на нашу тверскую экскурсию, которая состоится уже завтра, 10 ноября. Мы не только познакомимся с архитектурой легендарного «Морозовского городка», но и посетим хлебозавода «Волжский пекарь» и завод «Афанасий», где нас будет ждать дегустация вкуснейшей выпечки прямо с «ленты» и напитков, производимых в Твери. Осталось всего несколько мест. Поспешите забронировать билет в наш тур!

Дата фотографий: 11 августа 2018 года.
2. Здание бумагопрядильной фабрики.
Создание этого удивительного места неразрывно связано с промышленным развитием Твери. Здесь купцы Морозовы разместили Тверскую мануфактуру бумажных изделий, а при ней организовали городок для рабочих. Микрорайон и сейчас носит имя Морозовский городок или Морозовские казармы. Употребляется также название Двор Пролетарки.
3. Сейчас здесь торгово-выставочный центр «Морозовский».
4. Главная фабричная контора и магазины.
5. Магазины.
6.
Выбор места тоже был обусловлен инженерными факторами. Через Тверь провели линию Николаевской железной дороги, шоссейный и водный путь также позволяли организовать производство. Поэтому в конце 50-х годов XIX века группа московских купцов учредила здесь Товарищество Тверской мануфактуры бумажных изделий, через некоторое время перешедшее Морозовым. Фабрику в 1856-1858 гг. построили на правом берегу реки Тьмаки. Неподалёку стали возникать хозяйственные постройки. Так начиналась история Морозовского городка.
7.
8. Здание магазинов.
9.
10.
Особенная заслуга в формировании микрорайона принадлежит Варваре Алексеевне Морозовой и её сыну Ивану Абрамовичу.
11.
12.
13.
14. Казармы для «семейных» с астрономическими башнями.
В развитии района можно выделить три этапа. Самый ранний относится к периоду между 1860 и 1880 годом. В это время развитие комплекса шло хаотично. Чёткого плана застройки не существовало. Фабричные сооружения тянулись вдоль берега, а подсобные здания и мастерские чередовались с деревянными жилыми домами и временными помещениями для общественных нужд. Но ряд ранних казарм возник уже в 70-е годы. Они имеют скромный фасадный декор. Примечательны веерные перемычки над прямоугольными окнами.
15. Декор похож на две буквы «П», отличное лого для проекта «ПромПоезд».

16. Индустриальное котэ.
17.
18. Всего таких башен две.
Второй этап длился с 1890 года до начала ХХ века. К этому времени Тверская мануфактура стала одним из крупнейших в нашей стране центров лёгкой промышленности
19. Лечебные заведения.
20.
21. Вид на легендарный «Париж».
22. Внутри казарм 1890-х-1900-х годов.
Во второй период происходит строительство основного массива жилых казарм. Им присущ выразительный эклектический декор со сложными объёмными элементами. Так, казарма 117 имеет широкие межэтажные карнизы и венчающий карниз с кронштейнами, массивные капители. Между окнами рустованные пилястры. На торцовых фасадах казармы 118 можно увидеть глухие арочные ниши. Стилистика зданий тяготеет к готизирующему модерну. В основе внутренней организации коридорная система.
23.
Во время второго этапа застройки созданы постоянные здания для административных учреждений. Планировка района приобрела более регулярный характер. В этот период перед бумагопрядильной фабрикой начала формироваться общественная зона. Был создан общественный сад с прудом. Вокруг сада располагались Народный театр, главная фабричная контора, хлебопекарня и фабричные лавки. К востоку от хлебопекарни построили училище.
24. Вид на казармы 1890-х-1910-х годов (справа), слева — пожарная часть и конюшни, отремонтированные в 2016 году.
Отдельного внимания заслуживает казарма для семейных, построенная в 1900 году. Её внутреннее пространство отличается более сложной организацией. Здание можно назвать прообразом послереволюционных домов-коммун. В нём индивидуальные жилые помещения соседствуют с общественными культурно-бытовыми. Казарма состоит из двух П-образных четырёхэтажных корпусов, соединённых средним поперечным корпусом. Соединение венчали астрономические башни с купольным перекрытием. Во внешнем декоре преобладают неоклассицистические мотивы.
25. В этих здания ощущается готический модерн.
26.
27. Конюшни.
28. Казарма «Париж».
29.
30. «Париж» наиболее яркое и необычное здание.
31.
32. Романтизирующий модерн.
Главное событие третьего этапа – строительство казармы «Париж» (с 1910 по 1913 год). Это крупное пятиэтажное здание. Фасаду свойственно чередование выступающих и заглубленных частей. Элементы декора перекликаются с оформлением более ранних казарменных построек. На юго-западе от этой казармы сохранились кирпичные ворота, также поставленные в 1910 году. Они представляют собой два квадратных пилона, соединённые поперечной балкой. Декорированы крупным рустом и массивными накладками.
33.
34.
35.
36.
37.
38. В основе внутренней планировки здания «Париж» — коридорная система. На фото один из лестничных пролетов.
Третий этап стартовал в 1910 году. К этому моменту в городок входило 12 казарм. Общее число построек превышало 80, из них выделялась самостоятельная группа из десятка зданий для конюшен, каретных сараев и кузницы. Также существовали почтово-телеграфная станция, больничный комплекс с часовней, амбулатория, пожарное депо. В западной части сохранялось немало частных деревянных домов.
39.
40.
В западной части находится семь казарм, расположенных в два ряда. Первый ряд включает пять зданий, торцы которых выходят на главную улицу. Второй – две казармы и две хозяйственные постройки. Некоторые здания подвергались переделке на протяжении всего ХХ века. Условия жизни в Морозовском городке были хорошими. Морозовы славились благотворительной деятельностью, заботились о развитии социальных структур на подвластной им территории. Помимо этого оказывали адресную помощь. Насыщенной была культурная жизнь Морозовского городка. В советский период фабрика была национализирована и переименована в Тверскую пролетарскую мануфактуру. Жители города сократили название до Пролетарки.

41.
42. Склад и магазины.
43.
44. Внутри казармы 1890-х-1900-х годов.
45.
46.
Чуть позже (в 1914-1915 году) на левом берегу Тьмаки поставили жилой комплекс для служащих фабрики. Он включал три здания в стиле модерн. Фасады выполнены из красного кирпича с декоративными элементами из светлой цементной штукатурки. Симметрично лестничным клеткам расположены узкие ризалиты с башнеобразными завершениями. Первый этаж отделён массивным трёхступенчатым карнизом. Внутренняя планировка зданий секционная.В третий период композиция Морозовского городка окончательно сложилась как регулярная с крупными доминантами. Также в начале ХХ века комплекс был дополнен Красной слободой, располагавшейся севернее Морозовских казарм. Композиционным центром слободы стала Никольская церковь.
47.
48.
Сейчас планировка Морозовского городка удивляет композиционной целостностью и чётким зонированием. Река Тьмака разделяет комплекс на два неравных участка. Часть, расположенная на южном берегу, превалирует над северной. Доминантой служит здание бумагопрядильной фабрики. Это прямоугольное пятиэтажное строение из красного кирпича. В его средней части возвышается семиэтажная башня. Для фасада характерен равномерный ритм крупных окон с пологими лучковыми перемычками. Перед фабрикой раскинулся сквер, от которого на юг отходит главная улица. Улица рассекает территорию на западную зону с преимущественно жилыми зданиями и восточную, вмещающую большую часть общественных и хозяйственных сооружений.
49. Сохранились печи.
50.
51.
52.
Здание Народного театра строилось в 1898-1900 годах. Оно изначально проектировалось для выступлений, а потому отличалось хорошей технической оснащённостью. Под сценой с трюмом располагались грим-уборные. Фасады театра эклектичны. Орнамент дробный, включает наборные колонки между окнами и на углах объёмов, филенки, ступенчатые капители.
53. Народный театр.
54.
55.
56. Зал Народного театра.
57. Народный театр, лестница.
58.
В настоящее время текстильное производство остановлено, но часть жилых корпусов остаётся заселённой. Глядя на уникальный комплекс зданий, можно представить и атмосферу, которая царила здесь при Морозовых, и более поздние события. Микрорайон хранит свою историю.Какой период особенно интересен вам? Вы хотели бы увидеть ансамбль Морозовских казарм лично?
59. «Отреставрированное» здание бумагопрядильной фабрики.
Экскурсии по усадьбам на сайте usadboved.ru

Двор Пролетарки

Комплекс зданий
Двор Пролетарки
Одно из зданий комплекса
56°51′01″ с. ш. 35°51′50″ в. д.HGЯOL
Страна Российская империя Российская империя
Город Тверь,
Двор Пролетарки
Архитектурный стиль Русская псевдоготика, модерн
Автор проекта А. Э. Эрихсон,
К. В. Терский,
В. Назаров,
А. Федоров
Строительство 1856—1913 годы

Двор Пролетарки (Морозовский городок, Морозовские казармы) — историко-архитектурный комплекс общественных, промышленных и хозяйственных зданий, построенных для «Товарищества Тверской мануфактуры» в 1856 — 1913 годах.

Создание Морозовского городка стало важным этапом в развитии градостроительства в Твери, и одной из первых попыток создания микрорайона в России. Городок занимает участок между р. Тьмакой и железной дорогой в Затьмацкой части города. Застройка квартала началась в 1856 году со строительства фабрики «Тверской мануфактуры». Вместе с развитием фабрики началось строительство жилья для рабочих, общественных и хозяйственных сооружения. В 1910 году его территория была расширена к северу от Тьмаки, до нынешнего проспекта Калинина. Старый участок предназначался для рабочих, а новый — для инженеров и служащих. На самому берегу Тьмаки был построен корпус прядильной фабрики, перед южным фасадом которой была организована центральная площадь. Внутри микрорайон разделен главной улицей (поперечная ось), протянувшейся с севера на юг, на две неравные части. Восточная была застроена зданиями общественного характера: больница, Народный театр, магазины, полицейское отделение, библиотека. Западная часть была застроена общежитиями для рабочих — казармами. По периметру городок был окружен стеной, имевшей двое врат.

Над планировкой квартала в разное время работали архитекторы А. Э. Эрихсон, К. В. Терский, В. Назаров, А. Федоров и др. Внешние фасады оформлены в переходном, от неоготики к модерну, стиле. При строительстве широко применялись металлические конструкции (профилированное железо, прокат), железобетонные конструкции прогонов, перемычек и перекрытий.

Комплекс включает более 50 зданий. Наиболее характерными из них являются центральный казарменный корпус, замыкающий перспективу главной улицы (так наз. казарма «Париж», он же — «Дом построенный Саввой Морозовым»), и Народный театр.

> Примечания

  1. Памятники истории и культуры Калининской области Архивная копия от 4 августа 2012 на Wayback Machine
  2. Тверь. Морозовский городок

Морозовский городок

Двор Пролетарки, Морозовский городок — для тверичей эти названия хорошо знакомы. В ходу общее Пролетарка, как наименование всего района. Комплекс жилых и промышленных зданий, построенных когда-то для для «Товарищества Тверской мануфактуры» известен в народе как Морозовский городок и известен хорошо, историями, былями и небылями. Возможно и сегодня не каждый решиться без лишней необходимости появиться в здешних краях вечерком, поговаривают, что это и сегодня одно из самых криминальных мест в Твери. Не желая проводить паралеллей с Данте, хочется все же заметить, что т.н. Морозовский городок (Двор Пролетарки) сильно меняется от оживленного проспекта Калинина через Тьмаку к железной дороге, становясь все мрачнее и удаленнее от «цивилизации», заканчиваясь, правда, вселяющим оптимизм красавцем Парижем — великолепным образцом модерна, некоторой доминантой всего уникального фабричного ансамбля, одного из лучших периода конца 19-го, начала 20-го веков.
Под катом вас ждет очень много (целая сотня) фотографий, зачастую тяжелых и беспросветных. А тем не менее, среди этого, не побоюсь этого определения, кошмара все мелькало название знаменитой картины Ярошенко «Всюду жизнь». Да и в этих тесных, мрачных, заплесневелых казармах с духом, который невозможно ни забыть, ни описать идёт жизнь, бегают и играют дети, все еще могут шутить и радоваться люди.

Как и зачем я там оказался? Мне всегда очень хотелось посмотреть на этот великолепный ансамбль. Кстати, Морозовский городок можно считать одним из первых микрорайонов в России. Размах и сегодня кажется выдающимся ,а уж по нынешним временам… помимо жилья для рабочих, инженеров и служающих (понятно, разной степени комфортности) были устроены больница, театр, библиотека, бани, магазины, полицейское отделение, амбулатория, родильное отделение и даже обсерватория. Ах да…эти жуткие угнетатели бедного народа проклятые кулаки Морозовы….то в баню загонють, то в обсерватории. Над планировкой квартала в разное время работали архитекторы А. Э. Эрихсон, К. В. Терский, В. Назаров, А. Федоров и др. Внешние фасады оформлены в переходном, от неоготики к модерну, стиле. Все это было обнесено стеной с двумя красивыми воротами, одни из них и сейчас можно наблюдать возле железной дороги. В общем свой внутренний микромир. Пожалуй, отсюда можно было не выходить годами. Сохранялось это во многом и в советское время. Текстильная промышленность тогда была в расцвете и в Калинине можно было купить, например, местный трикотаж. Спросите сейчас где-нибудь про что-нибудь местное в этом роде… Проводить меня в прогулке по этому былому, во многом (хотя комплекс и нынче бесспорно впечатляет), великолепию согласились две Марины -. И еще нам невероятно повезло, что проводить по этому своеобразному тверскому анклаву согласился местный старожил Нилыч. Это даже не фамильярность, потому что Владимир Нилович Петров, хоть и родился в 1941 году (здесь, на Пролетарке, где всю жизнь и живёт), но душою, телом и духом молод, я даже чувствовал себя старее его, если честно. Он частенько посещает спортзал, где легко разделывается с боксерской грушей и залезает в считанные секунды по канату к потолку. 73 года…вот таких людей выковывает суровая Пролетарка. И вместе с тем интереснейший рассказчик и невероятно доброжелательный человек. Нилыча здесь знают все и он ровно также знает всех. И мне кажется предложи ты ему переехать куда угодно в любой комфорт, а не прельстишь его этим. И дело даже не в озвучиваемом иногда в беседах синдроме Пролетарки, просто пророс человек корнями — не оторвать.

Начали мы нашу прогулку с домов, возле проспекта Калинина. Зашли в несколько подъездов. Потом углубились за Тьмаку. По третьему Пролетарскому мосту. Их и всего три с таким нехитрым наименованием в этих краях. Приток Волги здесь грязный и замученный, берега неприглядные. Но поскольку производство по берегам практически везде уже мертво, река по-тихоньку оживает и когда-нибудь, возможно, здесь будут красивые и ухоженные берега, лавочки и спортивные площадки.

1.

2.

3.

4.

5.

6.
Город по-тихоньку подступает к темному и мрачному миру Морозовского городка. Гламур вытесняет пролетариат. Большой ТРЦ «Рубин», под которым по сути осталась погребена фабрика — это такой вполне привычный для Москвы оазис потребления и значительный центр притяжения горожан. Когда-нибудь нынешних обитателей Морозовского городка расселят полностью, а в старинных зданиях сделают какой-нибудь моднейший лофт, плазу, стразу, ну и прочие аппартаменты. Но сегодня два мира еще существуют параллельно. За мостом через Тьмаку ряд бывшего: бывший завод текстильного машиностроения, бывшая шёлкоткацкая фабрика. В настоящем бывшее, а будущее я примерно обрисовал, мне кажется, я не сильно далек от истины.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.
Вот, например, в здании 1859 года торгово-выставочный центр «Морозовский». Но мы углубляемся дальше…

14.

15. Здесь когда-то стоял Ильич (памятник 1925 года).

16.

17.

18. Настоящее Пролетарки. Здешний мальчишка в здешнем же бассейне выиграл на соревнованиях по плаванию. Вообще и дети, и взрослые, встреченные нами, были очень открыты и доброжелательны.

19. Рабочий клуб Морозовского городка

20. Марина marina_shandar. Вообще удобно ходить с двумя Маринами. То и дело загадываешь желания.

21. Один из старейших спортивных залов в России.
Бывший народный театр

22. Построен в 1898-1900-х гг. Возведен по проекту архитектора В.К. Терского

23.

24. Представляет из себя двухэтажное здание, состоящее из нескольких частей, в которых в свое время располагались чайная и фойе театра, зрительный зал, сценическая коробка.

25. Сегодня здесь спортивный клуб

26. Наш проводник Нилыч

Invalid video URL.

27.

28. Марина gavrik_m
После посещения спортивного клуба мы вышли к дому (казарме, так они здесь называются) с обсерваторией. Дом выселен и разграбляется. Например, уже умыкнули один пролёт чугунной лестницы. Дом известен тем, что здесь прошло детство Круга и именно из «его подъезда» и срезали лестницу.
«Пролетарские дворы детства
Общежитием давно стали,
там по меркам нынешним тесно,
Но мы жили там так всех знали…»
Михаил Круг. Морозовский Городок.
Есть у Морозовского городка и другие знаменитые бывшие жители. Здесь провели детство народные артисты СССР Владимир Зельдин и Татьяна Устинова.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.
ПО-большому счету настоящая Пролетарка открывается внутри, в душных и мрачных казармах. Я не знал изначально, что мы будем заходить внутрь. Да что там заходить…пропадать, теряться, забывать счет времени. Этот тяжелый микромир сильно погружал в себя и, признаться, я и сейчас помню многое из того, что мы тогда видели. Если бы я знал, что мы будем ходить внутри, я бы несколько иначе подготовился к поездке, особенно учитывая, сколько там детишек. Стоит ли заходить туда из праздности, не знаю. Развлечения вы там не найдете, если вам только не доставляет удовольствие чужое бедственное положение. А к пришлым людям с камерами, фотоаппаратами, вопросами и, случается, и обещаниями здесь привыкли. Реагируют на них, пожалуй что, никак. И ахи-вздохни «ну надо же ,как вам тут тяжело» тут вряд ли кого-то тронут. Проходили не раз. Эти люди терпят бедствие, но не со вчера или прошлой недели, а иные и десятилетиями. Много переселенцев из начала 90-х, когда под ногами в некоторых «братских» республиках земля горела. На удивление мы не сталкивались здесь с люмпенами, хотя мне сложно предположить, что их здесь нет. Большинство встреченных людей были очень доброжелательны. Владимир Нилович — не официальная комиссия и никуда нас специально не заводил, просто показывал свои родные края во всех их проявлениях.

36.

37.

38.

39.
За исключением ряда домов у проспекта Калинина и Парижа, Морозовский городок сплошь коммунальный, здесь нет, разумеется, никаких домофонов, чужаки появляются редко и заметны как инопланетяне. Казармы. Но нет в этих казармах армейского распорядка и единообразия. Есть закрывающиеся на ключ туалеты, общие умывальники, короба для стиральных машин опять же с замками, душные кухни, где как привет из прошлого остались печи, которыми, правда, уже давным давно никто не пользуется. Счета на коммуналку в этом коммунальном ужасе, между тем, доходит до неприличного.

40.

41.

42.

43.
В казармах огромное количество детей. Не будем умничать ,отчего так. Остаётся фактом. И даже в этих бытовых ужасах женщины умудряются создавать уютные уголки для подрастающего поколения, как могут. Надо понимать, что сегодня это не город в городе, устроенный при Морозове и остававшийся таковым в советское время. Ни обсерваторий, ни театров, ни школ, ни садов, ни медицины.

44.

45.

46. Умывальник

47.

48.

49.

50.

51.

52.

Invalid video URL.

53.

54.

55.

56.

57.
В одном из заотпленных подвалов мне привидилась натурально комната из «Пикника на обочине» Стругацких. И здесь как никогда хотелось воскликнуть словами Шухарта: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный». Счастья для обитателей этих невеселых мест.

Invalid video URL.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70. Это потолок на одной из общих кухонь. От казармы к казарме, от кухни к кухне, от уборной к уборной, состояние, конечно, различается. Где-то получше, где-то похуже… Насколько вообще в этих местах уместно «получше».

71.

72. Эти женщины в халатах, быт которых так труден и поглощает столько времени, и есть символ нынешней Пролетарке.

73.

74.

75.

76.

77. Кто-то среди всего этого умудряется создать небольшой островок благополучия.

78.

79. Одно из самых тяжелых впечатлений. Маленькая девочка с мамой в тумане стирки.

80. и чуть дальше лестница в подъезде.

81.

82.

83.

84. Париж — красавец, жемчужина комлпекса. Фактически это обычный жилой дом с отдельными квартирами, обустроенным подъездами и домофоном.

85.

86. После увиденного в казармах, это и правда Париж.

87.

88.

89.

90. Владимир Нилович Петров, вам огромное спасибо за экскурсию или даже точнее за погружение в этот мир.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *