Шоанинский храм как проехать

Архитектура

Храм однокупольный, в плане представляет собой крест с примыкающей к нему с востока апсидой. Стены сложены из хорошо отесанного песчаника, на известковом растворе. В кладке подкупольных подпружных арок, в арке между коробовым сводом восточной ветви креста и сводом апсиды, а также в перекрытии оконных проемов (кроме апсиды) использована плинфа (так же, как и в других крестовокупольных аланских храмах ).

Подпружная арка перед апсидой имеет слегка подковообразную форму. Три окна в алтаре перекрыты блоками с выточенными в них арочными выемками-архивольтами – такое же перекрытие световых проемов мы встречаем в Шоанинском храме.

Стены фасадов завершаются простым карнизом из одной или двух полочек, который был восстановлен при последней реставрации по фотографиям XIX века. В древности храм был побелен, а крыша была покрыта черепицей. Сейчас памятник имеет двускатные кровли. Однако верхние ряды кладки в щипцах идут не горизонтальными рядами, а «дугой».

Простота плана Сентинского храма выражается и в отсутствии каких бы то ни было пилястр: подпружные арки опираются непосредственно на стены. Из строительных особенностей следует обратить внимание на традиционные для Алании ступенчатые подпружные арки (на этот раз сильно развитые). Уникальна для аланского зодчества «лучковая» форма сводов. Торцы рукавов креста завершаются тонкими, ни на что не опирающимися архивольтами, повторяющими «лучковую» форму сводов.

В храм ведут три дверных проема: с запада, севера и юга. Все они имеют одинаковую форму со световым люнетом полукруглой формы наверху. Свет в интерьер попадал через эти люнеты и четырнадцать узких окон.

В настоящее время след от оконного заполнения хорошо читается только в западном тимпане. Скорее всего, деревянные рамы были вставлены во все оконные проемы. По всему Сентинскому храму были найдены остатки круглых стекол, вставлявшихся в эти самые рамы. С трех сторон (с запада, севера и юга) к храму примыкают притворы, равные по ширине рукавам креста; сюда выходят все три двери.

В настоящем виде притворы являются сооружениями 1897 года, построенными на старом основании. Вероятно, они изначально появились спустя какое-то время после окончания строительства основной части храма – в месте их примыкания к стенам прослеживаются следы обмазки . Предполагались ли они из­начально – не ясно. Возможно, что их ремонт с применением глиняного раствора совпадает по времени с последним этапом росписи храма (т.е. не ранее конца XI века).

Снаружи в кладке есть несколько украшенных неглубокой резьбой камней. Они явно использованы в строительстве вторично, но их происхождение остается непонятным. Вполне возможно, что изначально к зданию храма они не имели никакого отношения.

Интерьер

В Сентинском храме сохранилось очень много фрагментов росписи. Это самый большой фресковый комплекс на территории Алании.

Выделяют 4 этапа росписи храма.

Копия фрески I-го этапа в простенке между окнами апсиды Сентинского храма.

Первый этап

Изначально стены храма были побелены с расчетом на будущую роспись. Изображения были только между окон апсиды. Это два больших креста на ступенчатых возвышениях («голгофах»). Ветви крестов слегка расширяются к концам и украшены «драго­ценными камнями». Использовано было три пигмента: самый дорогой синий (единственный случай во всех росписях храма), сажа и красная охра. Фрагменты крестов видны до сих пор. Возможно, существовали еще изображения, которые скрылись под последующими слоями штукатурки.

Второй этап

На следующем этапе изображения первого слоя были забелены. В апсиде появились четыре крупных креста и линия орнамента над ними. Изображения этого периода просматриваются только частично (они либо утрачены, либо перекрыты последующими слоями росписи). Лучше всего виден западный крест на северной стороне апсиды. Его основной контур прочерчен графьей (заглубленный контурный рисунок, процарапанный по штукатурке). Крест имеет слегка расширяющиеся концы. Ветви разделены на «сегменты», окрашенные в белый, красный и серый цвета. На пересечении ветвей прочерчен круг, от которого во все стороны отходят по паре параллельных линий. На концах ветвей, по углам, находятся по две окружности. Под крестом просматриваются традиционные надписи с титлами: «IC XC NHKA». Правее креста, в промежутке перед следующим, просматриваются две аналогично декорированные окружности. Надо отметить, что все окружности этого этапа имеют глубокую циркульную графью. Другие три креста, судя по угадывающимся фрагментам, аналогичны по форме.

Роспись алтаря Сентинского храма. I–III этапы. Реконструкция Д.В.Белецкого и А.Ю.Виноградова

Выше крестов по всем стенам храма шла плетенка – полоса орнамента. Элементы ее окрашены в красный, серый, черный и белый тона и «декорированы» белыми и красными «точками». С внешней стороны плетенка «украшена» мелкими «лепестками» красного и серого цвета. Автор этой росписи не был профессионалом, так что изображение выполнено несколько небрежно.

Третий этап

К третьему этапу относятся Богоматерь над окнами апсиды и святитель слева от алтарных окон. Богоматерь написана поверх проходившего над окнами орнамента-плетенки второго этапа. Она представлена по пояс, в иконографии Знамения-Влахернитиссы. Она была зафиксирована дореволюционными художниками-исследователями И.А.Владимировым и А.Н.Дьячковым-Тарасовым. На уровне груди Богородицы сохранился и прекрасно просматривается представленный в медальоне образ Спасителя Эммануила. Судя по всему, в начале XX века обмазка с более поздней живописью четвертого этапа осыпалась еще не полностью, и Младенец не был виден. На рисунках исследователей Младенец не показан, поэтому Сентинский образ Богородицы иногда называют Орантой.

Акварель И.А. Владимирова. 1899 г. ИИМК РАН. Р. I. Д. 201. Л. 7.

Нимба у Спасителя не было – традиционное перекрестие написано белильным контуром. Перед нами символическое изображение «щита веры», когда круг нимба Христа и абрис медальона становятся одним целым.

Образ святителя расположен к северу от алтарных окон и вписан в прямоугольное поле красного цвета. Подпись не сохранилась, но ее следы, сделанные белилами, просматриваются, кажется, на фоне справа. Образ смотрелся как своего рода большая икона. Под изображением святителя имеется процарапанное по штукатурке граффито, являющееся подписью к изображению с именем святого Николая. Видимо, перед нами образ свт. Николая Мирликийского, что подтверждает и его иконография.

Св. Николай. Северная стена апсиды. > Примечания

  1. Упомянутый в Августе Четырнадцатого А. Солженицына как Тебердинский.
  2. Спасо-Преображенский женский монастырь

Сообщества ›
Внедорожный Кавказ ›
Блог ›
Путешествие «Древние храмы». День первый

Ранее в группе выкладывалось приглашение для желающих провести выходные в горах, на которое откликнулось несколько экипажей. По предварительным подсчетам собиралось ехать 6 машин, по 3 человека в машине, но как это обычно бывает в последний момент все начали по-тихому сливаться…
Таким образом за день до выезда осталось всего 3 машины, и всего пятеро взрослых и двое детей — решаем сократить количество машин до двух и изменить время выезда на более раннее.
23 число, 6:40, отмашка, помчали…
Едем до села им.Коста Хетагурова, где на краю горы Шоана находится церковь Георгия Победоносца (Шоанинский храм)

уже десять веков стоит на пике скалы
Шоанинский храм — христианский храм, возведённый в первой половине X века на территории современной Карачаево-Черкесии. Расположен на юго-восточном отроге горы Шоана (карач.-балк. Чуўана на левом берегу Кубани, в окрестностях села им. Коста Хетагурова, в 7 км к северу от города Карачаевск.
Выполнен в византийской архитектурной традиции. Представляет в плане трёхапсидное и трёхнефное крестовокупольное здание с четырьмя квадратными столбами, несущими подпружную арку и главу. Длина здания с запада на восток — 12,9 м, высота равна длине, ширина по западному фасаду — 8,9 м.
В 2007 году жителями села им. Коста Хетагурова был произведен самовольный ремонт памятника — без ведома администрации Карачаево-Черкесского музея-заповедника, на балансе которого находятся все пять сохранившихся купольных аланских храмов. При этом грубо сбита поздняя штукатурка в интерьере храма, под которой находилась просматривавшаяся и до этого первоначальная обмазка. В результате часть этой обмазки погибла, а на открывшихся частях в настоящее время имеются остатки древней декоративной росписи, греческие, арабские, грузинские, армянские и русские надписи различных эпох и многочисленные северокавказские родовые знаки-тамги. Все эти артефакты никак не зафиксированы и в скором времени могут быть утрачены.
30 апреля 2011 года неизвестные подожгли храм, однако пожар был быстро ликвидирован, и внутреннее убранство и иконы не пострадали.

вид с края скалы на храм
А вот такой вид открывается от стен храма. Видите на фото справа ущелье? Вот туда мы поедем далее, на самый верх.

фото с того же места, вон внизу видны наши автомобили, и видно дорогу по которой ехать далее.

Пока погуляли около храма и пообедали из-за высоты успели неплохо нагреться и загореть. По погоде прямо-таки лето.
Следующую остановку сделали на небольшом водопаде.

вдалеке Шоанинский храм
по фото можно прикинуть наш маршрут: где-то там, на заднем фоне можно увидеть храм на котором мы только что были (если память не изменяет, высота около 1500метров над уровнем моря).
Спускаться к подножию водопада не стали, и сделали только фото дерева-раскоряки, которое ростет горизонтально из обрыва.

Жить захочешь и не так раскорячишься (эт я про дерево)

Кстати там немного воду видно, поэтому можно сказать, что и водопад показали)
Едем дальше, поднимаемся все выше и выше, то тут, то там попадаются кошары, некоторые действующие, от некоторых остался только фундамент… На лугах пасется скот, по хребту идет гравийная дорога, которая потом переходит в грунтовую, грунтовая местами переходит в грязь, местами местность немного заболоченная, потом дорога вообще резко заканчивается в огромной промоине… Ну и х с ней, с дорогой с этой, проложим свою (забегая вперед, скажу, что весь маршрут я прошел не ниразу включая полного привода). Вот так, то спускаясь, то поднимаясь мы выехали на луга, где снова появилась дорога, местами выложенная плитами, где уже не было зеленой травы, деревьев и в каждой ложбинке лежал снег.

снег очень холодный и тяжелый
Впервые в жизни я стоял на истоке горного ручья: для меня очень необычно было видеть, что впереди тебя лежит немного снега, а из-под него вытекает ручей (не струйка, а ручей), и через каждые несколько метров он соединяется с другими такими же ручьями, а буквально уже через 30 метров журчит небольшая речка.
Высота 2300, мы на горе Бруш-Серты машина из-за нехватки воздуха начала поддымливать (дизель ведь) и очень вяло отзываться на нажатие педали газа. На улице чувствуется высота — солнце печет, а ветер холодный.

а напротив нас заснеженные вершины
Пик пройден, до следующего храма остается совсем немного, мы идем на спуск. А вот и он стал нам виден
Конечно от Шоанинского до Сентинского храма можно добраться по асфальту, что, в принципе ближе, чем по хребту, но мы ведь не асфальт смотреть приехали.
Идти нам уже лень и мы подъезжаем поближе к храму
Вот он, красавец — Сентинский храм
Сентинский храм (карач.-балк. Сынты клиса) — христианский храм, возведённый в первой половине X века на территории современной Карачаево-Черкесии. Расположен на отроге горного хребта на левом берегу Теберды, в окрестностях современного карачаевского аула Нижняя Теберда (ранее Сенты, карач.-балк. Сынты), в 18 км южнее города Карачаевск.
Здание сложено из блоков песчаника на известковом растворе. На стенах сохранились следы фресок XI века. Длина здания без апсиды составляет 8 м и равна его ширине, высота от пола до пяты купола — 10 м.
Во второй половине XIX века возле храма был построен православный женский Спасско-Преображенский монастырь, разрушенный в годы советской власти. Насельницы монастыря реконструировали храм, исказив его первоначальную форму.
Рядом с Сентинским храмом расположен каменный мавзолей (на фото слева), также датируемый X веком, предположительно предназначенный для захоронения высших священнических чинов — уникальная для Северного Кавказа постройка.
Храм не реставрирован, что по-нашему общему мнению является его плюсом перед Шоанинским и расположен он в очень живописном месте.
А в это время погода начинает портиться, небо затягивает тучками, дальше по ущелью, в районе Верхней Теберды идет дождь.
Меняем маршрут и едем в Карачаевск, там покупаем местного пива прямо на заводе и едем по ущелью в сторону аула Учкулан. Уходим в ущелье направо через аул Верхний Учкулан

Реки полны воды, местами река даже разливается, видно, что где-то выше по течению идут сильные дожди. Но, что удивительно: вода чистая — вот что значит находится ближе к вершинам.

по пути распугивая Яков. Животное крупное, но очень шустрое. Никогда бы не подумал, что они могут бегать настолько быстро, что их даже сфотографировать не успеваешь, но мы успели

ну хоть как-то

и на одной из живописных полян

у подножия горы разбиваем лагерь

Лагерь разбит, палатки расставлены, и вот уже все занимаются готовкой. Жарится шашлык, варится мясо на шулюм, девочки накрывают на стол.
Воду для готовки мы брали прямо из ручья, который спускался с вершины и дальше протекал прямо за нашим лагерем в паре метров от стола.

Скажу честно, все так устали за этот день, что мясо толком никто не ел, шулюм доварился, когда половина людей уже спала, но и те кто не спал, есть не хотели.
Не знаю усталость ли это была, а может чистый горный воздух, а возможно и переизбыток эмоций, но факт в том, что все были довольны, и это была приятная усталость.
Я ложился спать последним, когда все уже давно лежали по палаткам, на часах не было еще и половины одиннадцатого…

Продолжение следует…

yarodom

Ещё традиции Кавказа, в т.ч. религии, в т.ч. христианство
Молитва длиною в тысячу лет: Шоанинский храм – вечность в камне
Шоанинский храм (карач.-балк. Чууана клиса, осет. Суаны Уастырджы) — христианский собор; один из аланских храмов, возведённый в первой половине X века, расположенный на территории современной Карачаево-Черкесии. Престол был освящён в честь святого Георгия Победоносца / Христианство / Кавказ / Фотопроекты
К истокам христианства на Кавказе. В одном из древнейших христианских храмов в России 6 мая отмечают день памяти великомученика Георгия. © Ещё Карачаево-Черкесия

Северный фасад Шоанинского храма
Всякий путешественник, попавший хоть раз на Кавказ, навсегда оказывается в плену его величественной природы и истории, которая, перемежаясь с легендами, захватывает своей фантастической масштабностью.Ощущение реальности теряется, когда твоему взору предстают вечные горные хребты и такие же вечные памятники архитектуры и истории. Сотни лет, тысячи проходят, как одно мгновение. Уходят люди, оставляя потомкам иногда вместо своих имен послания, отразившиеся в камне, в рисунках, в архитектуре.

2. Священник с праздничной одеждой поднимается к храму

3. Вид на одно из ущелий с площадки храма Святого Георгия
Такой легендой-былью стал один из самых древних христианских храмов, сохранившихся на территории России — Шоанинский храм в Карачаево-Черкесии. Построенный на горе Шоана в X веке после Рождества Христова, он возвышается над миром, взирая с высоты на нас, ведущих у его подножия свою незатейливую мирную жизнь.

4. Место отдыха паломников
5. Установка памятной плиты на поляне под храмом
6. Плита, установленная 5 мая 2011 года
Территория Карачаево-Черкесской республики некогда входила в бывшее Аланское государство. Первое государство на Северном Кавказе существовало с первого тысячелетия до XV века на обширном пространстве от бассейна реки Терек на востоке до реки Большая Лаба на западе, от Ставропольской возвышенности на севере до Главного Кавказского хребта на юге. В состав Алании, кроме Карачаево-Черкесии, входили территории нынешних Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края и части Краснодарского края.
7. По этой дороге приходят паломники
8. Дорога к храму
9. Вид на храм через оконный проём монастырской постройки
В VII веке из Византии на земли Аланского государства пришло христианство. Но эта религия, как установили историки, прижилась не сразу. Лишь спустя три века стали появляться в Алании православные храмы. Одним из них и был Шоанинский.
10. Женщины-гречанки поют псалмы
11. Иконы, которыми прихожане стали украшать древние стены
12. Перед праздничной литургией
Он был построен в месте довольно живом и густонаселенном — в те времена по этой территории проходили торговые пути. Считается, что и Великий шелковый путь проходил именно здесь, по нему купцы из Китая в Среднюю Азию, а по некоторым данным современных исследователей, даже в Европу везли интернациональную валюту того времени — шелк. После падения Константинополя в 1453 году торговля шелком замерла. В поисках новой жизни стали покидать эти места местные жители, храмы стали приходить в запустение, разрушаться.
13. Центральный купол храма
14. Свечи на стенах храма
15. Молитва
Тем не менее — слава мастерам! — их творения дошли до наших дней. Построенные почти тысячу лет назад на месте Нижнеархызского городища, сохранились три больших крестово-купольных храма — Северный, Южный и Средний, а также Сентинский и Шоанинский храмы. Вблизи последнего, как считают ученые, была расположена резиденция епископа. Шоанинский храм считается образцом классической византийской архитектуры — четыре несущие колонны, крестообразный купол, узкие окошки.
16. Вечерняя служба освещает храм
17. Молитва
18. Свечи на стенах храма
Одним из первых о храмах стало известно от русского офицера — майора Потемкина. Его послали в 1802 году c указом царя Александра I к анапскому паше, чтобы получить возмещение убытков, причиненных набегами горцев на казачьи станицы. Паша признал виновность народов, живших вдоль реки Зеленчук. Местные черкесские князья в знак примирения показали Потемкину древние храмы. Он составил их описание, сделал зарисовки с фресок и с обнаруженного им каменного креста с греческой надписью, датированной 1013 годом. После опубликования отчета о поездке и узнали в России о существовании христианских храмов на Кавказе.
19. Паломники приходят семьями
20. На литургии
Следующим исследователем, побывавшим здесь, стал итальянский архитектор Иосиф Бернардарцци, состоявший на русской службе. Тот самый, что участвовал в возведении Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и был первым архитектором Пятигорска и Кисловодска. Его исследования, сделанные в 1829 году, стали отправной точкой изучения христианских храмов в Карачаево-Черкесии.
21. Утром на горе Шоана
22. От храма вид на Осетиновку (пос. им. Коста Хетагурова)
23. Икона с изображением Святого Георгия
Благодаря вниманию ученых, историков, краеведов-любителей спустя сотни лет храм вновь живет. Богослужения в нем проводятся лишь несколько раз в году, по особым поводам. Одним из них является день памяти великомученика Георгия, который православные отмечают 6 мая. На богослужение в этот день в Шоанинском храме собираются не только жители Карачаево-Черкесии, но и многочисленные паломники из Северной и Южной Осетии, представители греческой диаспоры, бывают гости со всей России.
24. Осенение крестом
25. Под храмовым сводом
26. Молодой священник с сыном
Так сложилось, что потомки древних алан, принявших христианство раньше жителей России, исповедуют нынче ислам. Тем не менее они с уважением относятся к христианам, понимая, что духовные ценности, лежащие в основе обеих религий, совпадают. В 2017 году глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов издал указ о создании на территории республики Аланского христианского центра, в который войдут все пять древних храмов, построенных византийскими мастерами в середине Х века — храмы Нижнего Архыза, Сентинский и Шоанинский храмы.
27. Свечи устанавливаются прямо в проемах стен древнего храма
28. Три традиционных праздничных осетинских пирога
29. Вечером накануне праздника на поляне собирается молодёжь
Фотограф Игорь Кожевников посетил Шоанинский храм в день великомученика Георгия и запечатлел праздничные обряды. Вот что он рассказывает об увиденном:
30. Священник прощается с паствой
31. Благодарственная молитва после окончания праздничной литургии
За многие годы бывал там не единожды и каждый раз привозил новые впечатления и фотографии. Ещё в период развитого социализма от своего старшего товарища кинодокументалиста Георгия Гаврилова впервые узнал о том, как, несмотря на официальные запреты, люди в этот день собираются у стен одного из древнейших христианских храмов России. И однажды сам оказался там. Конечно, первое впечатление оказалось самым запоминающимся. Армяне, греки, грузины, славяне и, конечно же, местные осетины, живущие под самой горой в посёлке имени знаменитого осетинского поэта Коста Хетагурова, все были там. Святой Георгий — покровитель воинов и путников, один из самых почитаемых святых на Кавказе. Всё начинается рано утром, но некоторые добираются сюда накануне, предпочитая провести предпраздничную ночь близ древних храмовых руин. Обычай мне показался весьма надуманным неистово верующими и местной молодёжью, но что уж есть.
32. Посёлок им. Коста Хетагурова вечером
33. Так выглядит восточная часть храма Святого Георгия
34. Паломники зажигают свечи
Утром среди паломников появляется и православный батюшка, что ведёт праздничную литургию. Тут же, чуть поодаль, можно услышать, как несколько гречанок исполняют псалмы. От поселка вверх по дорожному серпантину среди вереницы идущих видно мужчин, несущих на себе жертвенных баранов. Правда, теперь всё чаще их стараются подвезти каким-либо транспортным средством. Так проще.
35. Осетины совершают ритуальное закланье
36. Жертвенный баран
37. Один из местных обычаев — крест, нарисованный кровью жертвенного барашка
38. Вечером начинают готовить праздничное угощение
Ритуальное убийство совершается у храмовых стен. Заметил, как два паренька кровью отрезанного бараньего уха риcуют друг другу на лбу кресты. Обряд, обычай? Не знаю.
39. Праздничное угощение
40. После службы паломники угощают друг друга
Праздничная литургия проходит долго, и паломники вежливо сменяют друг друга внутри храма, весьма тесного для такого количества людей. Потом, когда служба заканчивается, празднующие разбредаются по поляне, что находится неподалёку от руин монастырских построек. И начинается импровизированное застолье. Ну и какой праздник без возлияний? Здесь я впервые попробовал осетинские напитки: подогретую араку и местное домашнее осетинское пиво. Первый напиток готовят из пророщенных кукурузных зерен, но это уже другая история.
Текст и фото: Ольга Карпова, Игорь Кожевников, Черкесск
ИА «REGNUM», 6 мая 2018

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *