Путешествие на кайлас

Туры в Тибет
 
 

Путешествие к священной горе Кайлас

19 дней. Стоимость похода: 3200 долларов.
Кора вокруг Кайласа – самый увлекательный тур в Тибете, позволяющий увидеть высочайшие вершины земного шара, познакомиться с уникальной культурой востока, прикоснуться к тайнам древних цивилизаций, посетить резиденцию Далай-Ламы Лхасу и совершить ритуальный обход вокруг священной горы Кайлас. В отдалённой труднодоступной местности Западного Тибета высится заснеженная вершина горы Кайлас (Кайлаш). По сравнению с другими гималайскими пиками Кайлас не является самой высокой горой. Высота этой вершины достигает 6638 м, но удивительна её форма — четырёхгранная пирамида с гранями, ориентированными точно по сторонам света. Последователи четырёх религий (буддизма, индуизма, бон и джайнизма), две из которых являются мировыми, считают Кайлас священной горой, местом, где обитают их боги. Они уверены, что эта необычная гора является «сердцем мира» и наделена особыми силами. Поклоняясь священной горе, верующие совершают кору. Кора – тибетское слово, которое обозначает паломничество и выражается в обходе святого места: монастыря, храма, озера или горы. По преданию, кора вокруг горы Кайлас в Тибете даёт возможность каждому, совершившему этот обряд, очиститься от грехов прожитой жизни. На сегодняшний день 53-километровый треккинг вокруг Кайласа является самым священным путём паломничества в мире и притягивает множество путешественников.

Маршрут похода
Катманду-Лхаса-Шигатзе-Шегар-базовый лагерь Эвереста-Сага-Дарчен — гора Кайлас — озеро Манасаровар- Сага -Ньалам- Джангму-Катманду
День первый.

В этот день Вы прилетаете в аэропорт Трибхуван, расположенный в столице Непала – Катманду. Вас будет встречать инструктор нашей компании. После оформления непальской визы, вы отправитесь на такси в отель, который находится в туристическом районе города – Тамеле. После поселения в отеле вы сможете совершить пешую прогулку на старую дворцовую площадь Дурбар, где расположено множество средневековых храмов и дворец живой богини Кумари. В непальских магазинах много туристического снаряжения, и можно приобрести недостающие вещи. Вечером вас будет ждать ужин в одном из уютных ресторанов.

День второй

После завтрака вы отправитесь на осмотр главных достопримечательностей Катманду – храмов Пашупатинатх, Боднатх и Сваямбунатх.

Храмовый комплекс Пашупатинатх, расположенный на берегу священной реки Багмати, основан в XIII веке. Он является священным местом для всех индуистов, поклоняющихся богу Шиве, названного царём животных. Здесь находится важный для всех шиваитов «Золотой храм», в который пускают только индуистов. В дни религиозных праздников в Пашупатинатхе собираются многочисленные паломники из Индии и Непала. Здесь можно встретить садху – странствующих йогов. Они имеют достаточно колоритный вид и за небольшую плату позволяют сделать фото с собой. Ежедневно в храмовом комплексе происходит ритуал — кремация индуистов.

Храмовый комплекс Боднатх – главный центр тибетского буддизма в Непале, священное буддийское место. В центральной части комплекса расположена большая, построенная ещё в VI веке, буддийская ступа, которую окружают многочисленные гомпы (тибетские монастыри). Тибетцы и монахи, начитывая мантры и перебирая чётки, совершают кору вокруг ступы.

Храмовый комплекс Сваямбхунатх – буддийская святыня. Он расположен на вершине 77-метрового холма Сваямбху, покрытого лесом. В нём живёт огромное количество обезьян, из-за которых Сваямбхунатх часто называют Храмом Обезьян. В центре комплекса находится большая ступа, построенная в III веке до нашей эры и перестроенная тысячелетие спустя, вокруг неё расположено несколько тибетских монастырей и тибетское училище. Преодолев лестницу из 365 степеней, можно достичь вершины холма, откуда открывается замечательный вид на долину Катманду и вершины Гималаев.

День третий. Перелёт в Тибет, переезд в Лхасу (3595м).

Утром вы совершите трансфер в аэропорт Катманду и полетите в Тибет. Сегодня вам нужно добраться до Лхасы. Лхаса – это сердце и душа Тибета, центр и главный священный город этого района. На протяжении многих столетий Лхаса служила обителью Далай-Ламы, за что её называют «городом небожителей».

По прибытии в аэропорт Гонгкар, вы направитесь на автобусе в город Лхаса, который находится в 60 км от аэропорта. По дороге из аэропорта вы насладитесь тибетскими пейзажами и видом самой высокогорной в мире реки Брахмапутру. По прибытии в город вы поселитесь в отеле. Затем вас ждёт обед и акклиматизация на высокогорье.

День четвёртый. Экскурсии в Лхасе.

Утром вы начнёте знакомство с Лхасой с посещения Джоканга. Это знаменитый храм и монастырь, названный «Домом Господа», он особо почитается жителями Тибета. Сюда съезжаются толпы паломников, чтобы поклониться священной статуе Будды Шакьямуни, привезенной в Лхасу в VII веке. Храм производит впечатление своим высокохудожественным оформлением. Позолоченные черепица и украшения кровли в виде оленей, буддийских молитвенных колес, стягов, фигуры святых, мифических животных и птиц придают Джокангу блистательный вид. В храме хранится большое собрание произведений искусства и культурных памятников.

Во второй половине дня вы посетите крупный буддийский монастырь Сера – популярное место паломничества и музей. Монастырь был основан в XV веке, ранее он был одним из трёх государственных монастырей знаменитого университета тибетского буддизма школы Гелугпа, в нём проживало более 5 тысяч монахов. Этот монастырь до сих пор является действующим. В нём проживают около 100 монахов, которые после обеда устраивают красочные дебаты на философские темы и этим привлекают туристов.

День пятый. Экскурсии в Лхасе.

В этот день вы увидите самый высокогорный дворец – Потала (3767 м), названный «Жемчужиной Крыши мира». Долгие годы этот дверец служил резиденцией Далай-Ламы, сегодня он является музеем. Дворец Потала строился и перестраивался в течение десяти веков. На его строительство потрачено несметное количество дерева, камня, золота и драгоценных камней. Сегодня этот комплекс возвышается на 110 м на склоне Красной горы и состоит из Красного и Белого дворцов. Дворцовые залы, а их здесь более 1000, отличаются роскошной архитектурой и украшены золотыми и деревянными фигурками святых, тибетскими коврами, рисунками, а также изделиями из металла, фарфора, керамики и нефрита.

Далее вас ждёт поездка в Норбулинку – летнюю резиденцию Далай-Ламы. Название Норбулинка в переводе звучит как «Драгоценный Парк». Это самый красивый и самый большой рукотворный сад Тибета. В нём построено несколько прекрасных дворцов.

Ещё одна достопримечательность — монастырь Дрепунг, самый крупный монастырь Тибета, число монахов в нём ранее превышало 10 тысяч. Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, манускриптов, художественных произведений, а также самую большую в мире танку Будды Шакьямуни, которую раз в год монахи вывешивают в западной части монастыря на горе.

День шестой. Переезд в город Шигадзе (3840м).

Утром вас ждёт долгий переезд на джипах из Лхасы во второй по величине город Тибета — Шигадзе. Дорога идёт по перевалу Камбо-ла, откуда открывается замечательный вид на вершины Гималаев. В пути вы сделаете остановку, чтобы полюбоваться красотой священного озера Ямдрок-цо, оно замечательно тем, что вода в нём беспрестанно меняет свой цвет. Далее вы направитесь в город Гьянце, чтобы осмотреть многоярусную ступу Кумбум, монастырь Пелчё Чоде, древнюю крепость-дзонг. По приезду в Шигадзе вы поселитесь в отель.

День седьмой. Переезд в посёлок Шегар (4050м).

Утром вы осмотрите главную достопримечательность Шигадзе — монастырь Ташилунпо, ранее служивший резиденцией Панчен Ламы Тибет. Это один из самых больших в Тибете монастырей, действующих сегодня. Сложное название монастыря переводится с тибетского языка как «всё счастье и благополучие собрано тут». В монастыре находится самая большая в мире статуя Будды Майтреи, достигающая высоты 26 м. Она изготовленная из нескольких сотен килограммов золота, серебра, бронзы, украшена жемчугом и алмазами.

Далее вы направитесь в посёлок Шегар. По пути вам откроются красивые панорамные виды Тибета, самый высокий перевал Гямтсо Ла (5220 м), лагеря кочевых пастухов и одинокие монастыри. В пути вас будет ждать остановка около монастыря Сакья — главного монастыря одноименной школы тибетского буддизма. Здесь хранится значительная библиотека древних свитков. Вечером вы доберётесь до посёлка Шегар, где остановитесь на ночлег в гестхаусе.

День восьмой. Переезд к монастырю Ронгбук (5100 м).

Дорога к монастырю Ронгбук довольно сложная и интересная. Вам придётся долго ехать по длинному серпантину на перевал Панг Ла (5150 м), с высоты которого открывается восхитительный вид на четыре восьмитысячные гималайские вершины: Эверест, Макалу, Лхотсе и Чо-Ойю. Затем вы достигнете монастыря Ронгбук, откуда до базового лагеря Эвереста всего 10 км.

Тибетский буддийский монастырь Ронгбук – одна из главных достопримечательностей Непала, он является самым высокогорным (5100 м) и достаточно старым (1902 год основания) монастырём. Сейчас в пятиэтажном здании используются только два этажа, а из некогда проживавших здесь 500 монахов и монахинь осталось только 30. Внимания туристов заслуживают статуи Шакьямуни и Геру Ринпоче, расположенные в главном молитвенном зале, росписи внутренних стен, а также большая круглая гробница, установленная рядом с основным зданием.

Рядом с монастырём есть стационарный кемпинг, где вы остановитесь на ночлег.

День девятый. Переезд монастырь Ронгбук (5100 м) — Базовый лагерь Эвереста (5360 м) – город Сага (4640 м).

Непродолжительный переезд на смотровую точку Базового лагеря Эвереста, и вы сможете очень близко увидеть самую высокую точку земного шара – Эверест и сделать фото на память. Затем вы вернётесь в монастырь Ронгбук, откуда отправитесь в небольшой город Сага. Ночь в отеле.

День десятый. Переезд в посёлок Дарчен (4670 м)

В этот день вас ждёт долгая дорога в посёлок Дарчен, который является отправной точкой коры вокруг Кайласа. В посёлке есть небольшой монастырь, гестхаусы – отели для туристов и паломников, а также ресторанчики с китайской и тибетской кухней. Ночлег в гестхаусе.

День одиннадцатый. Первый день коры. Переход в монастырь Дирапук (5050 м).

Дорога от посёлка Дарчен идёт на запад вдоль хребта, закрывающего горы. В южном направлении простирается широкая равнина Барка, которую обрамляет величественная гряда Гималаев. Очень скоро вы достигнете места на высоте 4730 м, обозначенного молитвенными флажками. Оттуда вам откроется вид на южную сторону горы Кайлас, именуемую «сапфировой». Это место является первым из четырёх пунктов, где множество паломников совершает ритуалы подношения и простирания. Далее тропа поведёт вас на север в долину Ла Чу (4750м), где установлен столб Тарбоче, который устанавливается заново каждый год, и то, насколько вертикально он будет стоять, имеет значение для тибетцев. В западном направлении от Тарбоче расположен чортэн Кангни, и среди тибетцев считается благоприятным действием прохождение через его арку. Затем маршрут ритуального обхода продолжается по восточной стороне Ла Чу мимо ущелья монастыря Чуку, построенного в XIII веке, и вскоре перед вами предстанет западная стена Кайлаша. В этом месте расположен второй пункт, где тибетцы-паломники совершают простирания. Через несколько часов ходьбы вы доберётесь до монастыря Дирапук, который расположен под северной стеной Кайласа. Ночлег в гестхаусе.

День двенадцатый. Второй день коры. Радиальный выход к серверному склону Кайласа.

Чтобы хорошо рассмотреть ледник, сползающий с Кайласа, нужно подойти к его северному склону. В этот день вы совершите радиальный выход, который позволит приблизиться к священной горе максимально близко. Ночлег в гестхаусе.

День тринадцатый. Третий день коры. Переход через перевал Дролма Ла (5760м), спуск в монастырь Зутрулпук (4800 м).

От монастыря Дирапук тропа поднимается вверх к участку склона горы Шива Цаль (5330м) — место, где паломники оставляют свои старые вещи, принимают символическую смерть и готовятся к новой жизни, которая начинается в верхней точке коры – на перевале Дролма Ла. С перевала вы спуститесь мимо священного озера Тукпе Дзингбу в долину и поедите в кемпинг, расположенный рядом с монастырём Зутрулпук.

День четырнадцатый. Четвертый и завершающий день коры. Переезд к монастырю Чиу (4557 м)

В этот день вы вернётесь в посёлок Дарчен, где замыкается кора вокруг священной горы Кайлас. Затем вы совершите переезд к высокогорному озеру Манасаровар. Оно является популярным местом паломничества тибетцев, и чтобы очиститься от грехов, люди совершают кору вокруг озера, купаются в нём и пьют его воду. Манасаровар соединен каналом с меньшим озером Ракшас Тал. На берегу озера расположено пять монастырей. Самый известный из них Чиу («маленькая птичка»), знаменитый тем, что в нём хранится прижизненная скульптура Будды-Чомденте и есть пещера, где медитировал Падмасамбхава. Неподалёку находятся горячие источники, в которых можно принять тёплую ванну. Ночлег в гестхаусе рядом с монастырём Чиу.

День пятнадцатый. Переезд в город Сага (4640 м).

Возвращение назад. Добравшись до городка Сага, останавливаетесь на ночлег в отеле.

День шестнадцатый. Переезд в Ньалам (3750м).

Продолжение поездки по Тибетскому нагорью. По дороге хорошо просматривается вершина горы Шиша-Пангма (8027м). Ночь в отеле города Ньялам, расположенного недалеко от тибетской границы.

День семнадцатый. Переезд в Катманду.

После пересечения Моста дружбы вас ждет Непал с его зелеными равнинами. Возвращение в Катманду. Ночлег в отеле.

День восемнадцатый. Катманду.

Сегодня свободный день в Катманду, который можно посвятить закупке сувениров для друзей и родных.

День 19: Вылет домой.

5 человек – 3600$ 6 человек – 3350$

7 человек – 3100$ 8 человек – 2970$

Информация по авиабилетам

Вылет в Катманду из Москвы Airarabia — 700 долларов туда-обратно

Из Киева Flydubai: 650 долларов Airarabia: 700 долларов туда-обратно

В стоимость похода входит

  • Сопровождение нашего русскоязычного инструктора
  • трехразовое питание в Тибете
  • услуги тибетского гида
  • все трансферы на маршруте
  • переезды в джипах Toyota Land Cruiser (4 места на один джип)
  • все пермиты в Тибете
  • яки для перевозки груза во время коры вокруг Кайласа ( 1 як на двух человек)
  • проживание в гостиннице в Катманду и в лоджах и отелях во время маршрута
  • аптечка

В стоимость похода не входит

  • Авиабилеты (из Киева от 650 долларов, из Москвы от 700долларов туда-обратно)
  • Авиаперелет Катманду-Лхаса(от 400 долларов)
  • Непальская виза (40 долларов)
  • питание в Катманду(7-10 долларов в день)
  • тибетская виза (114 долларов)
  • экскурсии в Катманду
  • непредвиденные форс-мажорные расходы
  • чаевые персоналу
  • международная страховка

Кайлас: обзор и сравнение маршрутов

Паломничество в Тибет в Лхасу и к горе Кайлас связано с преодолением не только географических, но и политических барьеров. Это, так сказать, первый этап отсева тех, кому действительно нужно и суждено туда попасть.

С середины ХХ века Тибет входит в состав КНР и называется Тибетским Автономным Районом. Его прежнее правительство во главе с Далай Ламой ХIV было вынуждено бежать и находится в изгнании. Для посещения Тибета иностранцам, помимо китайской визы, необходимо получить специальный пермит, который выдается только при покупке организованного группового тура у фирмы, входящей в официальный реестр китайских тур-операторов. Китайские власти нередко закрывают Тибет для посещения по политическим соображениям. Почти каждый год Тибет закрыт в феврале и марте (в 1959 г в марте имело место Тибетское восстание), причем дата подъема шлагбаума в апреле никогда заранее точно не известна. Это осложняет организацию поездок в Тибет, в том числе к Кайласу на майские праздники, поскольку для оформления пермитов на посещение Тибета почти не остается времени, а авиабилеты и гостиницы приходится бронировать и оплачивать задолго до этого. Кроме указанных месяцев, иногда Тибет закрывают и в другое время, без особых предупреждений. При этом, если у вас уже есть готовый пермит в Тибет, как правило, он позволяет отправиться по маршруту даже при закрытии автономного района, но на это нет 100% гарантии.

Попасть в Тибет можно либо через Китай, либо через Непал, при этом процедура оформления въездных документов различается. В прежние времена к Кайласу также двигались паломники непосредственно из Индии, вверх по Инду – например, экспедиция Рериха, но из-за политической ситуации сейчас и в ближайшем будущем такой возможности не просматривается.

В общем случае, когда вы двигаетесь через Китай, сначала вам нужно получить визу КНР, послать ее копию принимающей фирме в Тибет, там после проверки органами безопасности (PSB – Public Security Bureau) сделают соответствующий групповой пермит и пошлют его оригинал с сургучной печатью курьерской почтой в порт вашего въезда. Там вы его получите от представителя принимающей стороны. Без пермита вас не допустят к посадке на рейс или поезд в Лхасу. У этой бюрократии бывают свои казусы, иногда порядок выдачи визы и пермита меняется задом наперед, особенно это характерно для консульства КНР в Петербурге. Но нам всегда удавалось решить возникавшие затруднения в плотном взаимодействии с нашими партнерами в Тибете. Плюс в том, что можно направляться в Лхасу буквально сразу по прилету в Китай, если позволяет стыковка.

При заезде через Непал бумажная процедура несколько проще, но требует прибытия в Катманду за 2-3 целых дня до продолжения маршрута в Тибет. Минимум за две недели до поездки нужно послать принимающей стороне копии ваших паспортов. По ним в Лхасе готовится тибетский пермит, который передается в посольство КНР в Катманду. По прилету туда вы получаете визу Непала в аэропорту (цена от 25 долларов, в зависимости от срока пребывания, что определяется маршрутом), отдаете через фирму свои паспорта в посольство, и в его следующий рабочий день получаете обратно с визами. Посольство принимает и выдает документы по понедельникам, средам и пятницам с 9 до 12 ч. День и время своего прибытия нужно планировать соответственно.

На сегодняшний день к Кайласу можно добраться несколькими маршрутами. Вот их список и, ниже, краткая характеристика.

1. Через Китай

1.1. Из одного из крупных городов Китая (Пекин, Шанхай, Ченду, Гуаньчжоу) перелет в Лхасу, далее на автотранспорте через Шигадзе и Сагу до Дарчена. Обратно аналогично.

1.2. Из Пекина до Лхасы по железной дороге, далее на авто. Обратно можно самолетом, в том числе через другой город. Или наоборот.

1.3. Вариант – из Лхасы до Шигадзе по железной дороге, далее на авто. Также можно использовать ж/д для возвращения из Шигадзе в Лхасу.

1.4. Вариант – из Лхасы на авто по альтернативной дороге в глубине Тибета, возвращение по классическому пути.

1.5. С противоположной стороны, с северо-запада, джип-экспедиция через Среднюю Азию: Урумчи, Кашгар, с заездом по дороге в пещерные города Гуге и Гаруду. Возвращение – через Лхасу.

2. Через Непал (Катманду)

2.1. С перелетом через Лхасу.

2.2. На авто по шоссе через Главный Гималайский хребет. До землетрясения в Непале в 2015 г это было шоссе Дружбы («Friendship highway») через Жангму-Ньялам, далее через Сагу. Но в результате природного катаклизма селевые потоки смыли и завалили большую часть этой стратегической трассы. С августа 2017 г для туристов открылся новый двухсторонний пропускной пункт на границе Непала и Китая в Кийронге (Kyirong). Новая дорога идет прямо на север от Катманду, западнее Лангтанга. По ней можно добраться до границы за 7-8 часов.

2.3. С предварительным треккингом для акклиматизации вокруг Долины Катманду, в Хеламбу или к Муктинатху.

2.4. С треккингом через Западный Непал, куда попадают внутренними перелетами в Непалганж и, далее, в Симикот. Обратно несколько вариантов:

2.4.1. На авто через Сагу в Кийронг и, далее, в Катманду. Ранее возвращение происходило через Жангму (см. выше)

2.4.2. На авто через Сагу в Лхасу. Далее отлет через Катманду или через Пекин, либо другой китайский город.

2.4.3. Обратно через Западный Непал с использованием вертолетного чартера от границы до Непалганжа, далее регулярным рейсом в Катманду.

2.4.4. В последние годы начало налаживаться внутреннее авиасообщение между Западным Тибетом и Лхасой. Китайцы построили новый аэродром для больших пассажирских самолетов в 3-4 часах езды западнее Кайласа. Так как он находится на плоскогорье на большой высоте, около 4500 м, то взлётно-посадочная полоса необычно длинная, чтобы Боинги могли разогнаться до большей скорости, необходимой для отрыва от земли. Остаётся проблема частых сильных ветров, из-за которых рейсы задерживаются и нередко отменяются. Называется аэропорт Арли (Arli), код NGQ. Оттуда до Лхасы (аэропорт Гонгкар) всего полтора часа лёту, при цене билета порядка 500 долларов. Не правда ли, существенная разница по сравнению с тремя днями езды от Кайласа до Лхасы (более 1000 км), даже с учетом возможного долгого ожидания задержанного рейса. Понятно, что все это актуально для обратного пути от Кайласа, но не как способ побыстрее добраться до него, из-за высоты плоскогорья — если только у вас нет предварительной высотной акклиматизации.

КОММЕНТАРИИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТИХ МАРШРУТОВ

Тибетское плато имеет среднюю высоту 4500 м, высота Лхасы в центре города 3600 м, на коре вокруг Кайласа вы проходите перевал Дролма-ла высотой около 5600 м (это высота Эльбруса). Поэтому ключевой вопрос путешествия в Тибет – правильная, постепенная акклиматизация к высоте. Без нее жителю низин на высоте будет не просто плохо, а потребуется срочная эвакуация для спасения жизни. Активная акклиматизация – самая эффективная, потому что при движении воздух с кислородом закачивается мышцами в ткани. Если же вы просто сидите в транспорте, который поднимает вас на высоту, то это примерно то же самое, что нырять без акваланга. Сколько вытерпит ваш организм? Поэтому двигайтесь, двигайтесь при малейшей возможности, но без фанатизма, чтобы не сбить ритм сердцебиения и дыхания.

Заезд через Лхасу (как из Китая, так и из Непала), дает возможность и подразумевает знакомство со знаменитой столицей Тибета, во время которого за 2-3 суток происходит более-менее активная акклиматизация, т.к. приходиться ходить по храмам с лестницами и взбираться на крутые откосы Поталы. Да, именно здесь находится одно из чудес света – Потала, бывший зимний дворец Далай Ламы, а также наиболее древний и священный буддийский храм Тибета – Джокханг (VII в.).

Попадание в Лхасу по воздуху (маршруты, указанные в пункте 1.1.) экономит время, позволяет в рамках заданных временных рамок всего тура провести в столице Тибета больше времени. Путешествие в Лхасу на поезде по недавно законченной китайцами железной дороге из Пекина занимает почти двое суток (около 45 часов). В плане впечатлений оно дает возможность присмотреться к Китаю, оценить инженерный подвиг этого строительства, хотя самые сложные тоннели высоко в горах, как нам показалось во время нашей поездки, проезжаются ночью. Кроме того, любопытно наблюдать за самими китайцами в этом поезде, который похож на наш купейный, но в нем присутствуют трубки, по которым сочится обогащенный кислородом воздух. Герметизации нет. В смысле акклиматизации, это не много дает, но примерно равноценно одному дню нахождения в Лхасе, которым, соответственно, приходится пожертвовать, если не добавить время переезда на поезде к туру. Билеты из Пекина в Лхасу расходятся быстрее, чем обратные. Ехать на поезде из Лхасы в Пекин могут только особые ценители Китая.

На поезде с 2014 г можно доехать даже до Шигадзе (см. пункт 1.3.). Но при этом вы не увидите Гьянцзе и Шалу, которые очень стоят этого, и акклиматизируетесь хуже, потому что ускорите продвижение к Кайласу на один день. Теоретически, для разнообразия можно на обратном пути пересесть в Шигадзе из авто на поезд, чтобы оценить торжество инженерной мысли и китайского строительства. Но за это придется заплатить дополнительно, потому что автотранспорт с вещами должен будет все равно вернуться в Лхасу по параллельной дороге.

Билет на поезд в среднем в два раза дешевле, чем на самолет. Внутренний перелет Пекин-Лхаса, как это ни парадоксально, может стоить даже дороже, чем перелет Москва-Пекин. Поэтому, если нужно сэкономить, присмотритесь к перелетам через Ченду, Гуаньчжоу и др. Туда летают не только регулярные рейсы, но и более дешевые чартеры. С другой стороны, те, кто еще не был в Пекине, могут добавить к путешествию осмотр его достопримечательностей, прежде всего, Великой Китайской Стены.

По этой можно посмотреть наш фильм о Тибете, начиная с Великой Китайской Стены и Пекина, далее по железной дороге в Лхасу, с посещением Гьянцзе и Шигадзе, корой вокруг Кайласа, исследованием пещерного города в долине Гаруда и окончанием у озера Манасаровар.

У нас этот маршрут самый накатанный, но в целом стандартный. Его достоинство – знакомство по пути со всеми основными достопримечательностями Тибета – монастырями и храмами в Лхасе, Гьянце, Шигадзе. Из Лхасы до Кайласа и обратно группа едет на автотранспорте, поэтому акклиматизация оставляет желать лучшего, но мы делаем максимум пеших экскурсий во всех возможных местах и проводим перед корой целый день в Дарчене, по возможности поднимаясь на гребень холмов, окружающих Кайлас. При этом нам даже удавалось спуститься с них в пространство внутренней коры, ближе к Южной Стене, и побыть наедине с Кайласом.

С 2014 г шоссе от Лхасы до Дарчена и далее на запад полностью асфальтировано, необходимость во внедорожниках Лендкрузер отпала, для передвижения используется небольшой автобус, отдельный для группы, который при этом добирается до цели на день быстрее. Благодаря этому – уникальный случай – прежние цены снизились на сотни долларов. Автобус же удобнее джипов, так как в нем просторнее, можно поменять позу, протянуть ноги, вся группа едет вместе и общается.

Автомобильные путешествия через Тибет с запада на восток (п. 1.5) и по внутренней магистрали (п. 1.4) несомненно, дают много впечатлений и проходят в стороне от мейнстрима туристов и паломников. Самое «вкусное» при движении с запада – посещение по ходу маршрута пещерных городов в Гуге — Цапаранге и долине Гаруда, настоящих жемчужин древней культуры. Сюда добирается лишь малая часть из тех, кто отправляется к Кайласу и озеру Манасаровар с востока, потому что на это требуется дополнительно 2-3 дня. Также сюда требуется дополнительный специальный пермит, и китайские власти не всегда его дают. С другой стороны, благодаря этому там еще не все рассыпалось в прах под ботинками тысяч посетителей. Общий минус автомобильных путешествий – относительно плохая акклиматизация, о чем говорилось выше, и долгие монотонные дни в тряской железной коробке.

На выбор того, с какой стороны отправляться к Кайласу, влияет опыт предыдущих путешествий. Если будущий паломник уже был в Китае, но не был в Непале, ему, вероятно, интереснее будет лететь через Катманду, и наоборот.

При путешествии через Лхасу и Катманду (Непал, маршрут 2.1.) правильный способ попадания в «небесную столицу» — именно перелет, а не переезд на автотранспорте через Главный Гималайский хребет. В первом случае Вы оказываетесь сразу на высоте 3600 м – это много и почти неизбежно вызывает у неакклиматизированного человека симптомы горной болезни (головную боль, тошноту, бессонницу и т.д.). Но с этим можно работать, и через пару дней у большинства людей состояние приходит в норму. Если же ехать в Лхасу по земле через горы, то в Гималаях придется преодолеть перевалы высотой более 5000 м. Сделать это мгновенно невозможно, жесткая горная болезнь неминуема, прийти после этого в себя и вписаться в график очень сложно, почти невозможно. Существуют классические программы экскурсионных туров без Кайласа с перелетом из Катманду в Лхасу и переездом обратно на авто – это нормально, в таком варианте график подъема на 5000-ные перевалы через Гималаи более постепенный.

Путешествия к Кайласу из Непала на автомобиле по дороге через Главный Гималайский хребет и, далее, через Сагу, без заезда в Лхасу (маршрут 2.2.) – наиболее бюджетные, но самые жёсткие по акклиматизации. Так возят индийских паломников и хиппи на больших автобусах. Для выживания совершенно необходима остановка на полпути в горах, на высоте (3500 — 4000 м) на сутки для привыкания к высоте. Но это, как вы понимаете, не то же самое, что 2-3 суток в Лхасе на той же высоте. Поэтому лучше добавить до переезда небольшой акклиматизационный треккинг в Непале дня на три, например, в горах Хеламбу, или к Муктинатху (маршрут 2.3.). За это время будут готовы ваши документы на въезд в Тибет.

Логичным продолжением этой темы является треккинг к Кайласу через Западный Непал (см. пункт 2.4). При наличии достаточных средств, это самый лучший маршрут к Кайласу. Он не только дает качественную, активную и плавную акклиматизацию, но и проходит по древнему пути паломников, шедших из самой Индии, позволяя проникнуться этим духом. Здесь мало других туристов, поэтому участники ощущают себя первооткрывателями. После достижения пешком границы с Китаем в Таклакоте / Пуранге путешественники садятся в автотранспорт, пришедший за ними сюда из Лхасы (или другого тибетского города). Он довозит их до Дарчена, и после коры вокруг Кайласа возвращает через Сагу к непальской границе в Ньяламе, откуда до Катманду день езды – это классический вариант (см. пункт 2.4.1). Дополнительный плюс только у этого подхода – возможность, при необходимости, уложиться в две недели, при возвращении после коры на авиа-чартере обратно через Западный Непал (см. пункт 2.4.3). Все остальные варианты маршрутов требуют от 17 дней до трех недель (без международных перелетов).

Если есть желание и возможность осмотреть также и Лхасу, и другие китайские города, туда тоже можно отправиться после коры вокруг Кайласа (см. пункты 2.4.2 и 2.4.4). После чего есть возможность вернуться как через Катманду, так и через Пекин или, например, Шанхай – если взять международные авиабилеты, скажем, Аэрофлот туда до Дели, а обратно, соответственно, из Пекина / Шанхая.

Учитывая все вышесказанное, особое внимание хотелось бы обратить на популярность и эффективность йога-туров к Кайласу. Нам не раз посчастливилось организовывать такие туры совместно со школами йоги. Участники йога-туров, даже начинающие в практике, легче и быстрее акклиматизировались, имели правильный духовный настрой и, в итоге, получали больше отдачи от этого особого путешествия.

Наши видеоролики из путешествий к Кайласу представлены .

Предыдущую статью-ликбез в нашем блоге о путешествии в Тибет к Кайласу, с разъяснением терминов и понятий, читайте .

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *