Памятник пушкину Псков

Памятнику «Пушкин и крестьянка» в Пскове – 30 лет

Этот памятник Александру Сергеевичу Пушкину был открыт 3 июня 1983 года в Летнем саду имени А. С. Пушкина в Пскове (Октябрьский проспект) в рамках XVII Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии.

Памятник носит официальное название «Пушкин и крестьянка», но известен он больше как «Пушкин и няня».
Авторы памятника: скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и
П. Бутенко. Отлит из бронзы на Мытищинском заводе художественного литья.
Высота скульптурной композиции составила 3 м 15 см, постамента – 1 м 60 см.

Как это ни странно, до 80-х гг. нашего века во Пскове не было памятника Пушкину.
Даже более чем странно: в каких только городах и весях, и не только российских, не красуются изваяния, изображающие величайшего нашего гения, где он и проездом не бывал.
А вот в главном городе губернии, в заповедной глуби которой Пушкин и стал собственно Пушкиным, вызрел именно как национальный русский поэт, где он жил, творил, страдал и любил, где он обрел последний, вечный свой приют — во Пскове — памятника ему не было.

И вот, в начале лета 1983-го, в дни очередного Пушкинского праздника, псковичи увидели в своем городе «настоящий» памятник тому, кого они называют и считают своим «вечным земляком».

Памятник «Пушкин и крестьянка» стал пятой работой Олега Комова.
От предыдущих памятников А. С. Пушкину, установленных в Болдино, Твери, Кишинёве и Мадриде (Испания), его отличает двухфигурная композиция.

Олег Комов: «С некоторыми перерывами работа над памятником заняла у меня десять лет»

Почти за десять лет до сооружения памятника скульптор начал в рисунках и глине поиск образного и композиционного решения. Светлый образ няни проходит через многие произведения поэта. Находясь в Михайловском, Пушкин в 1824 году писал одному из своих корреспондентов: «…она единственная моя подруга, и с нею одной только мне не скучно». Душевная близость поэта и его няни Арины Родионовныстановится лейтмотивом памятника. Левой рукой стоящий Пушкин прикасается к стулу, на котором сидит Арина Родионовна.
Это прикосновение полно глубокого смысла: оно сродни прикосновению Антея к родной земле, дающей физические и духовные силы герою.

«Памятник — истинное произведение искусства талантливейшего русского советского скульптора, всей своей творческой судьбой вжившегося в мир Пушкина, — именно таким был Олег Комов.
Им создно немало пластических изображений гения (одно них воздвигнуто, к примеру, в финском городе Куопио — как дар от Пскова, его города-партнера).
Но «псковский» памятник — пожалуй, самое оригинальное явление в комовской пушкиниане…

Прежде всего, потому, что это — «двойной портрет»: ваятель изобразил в бронзе не только Александра Сергеевича, но и его няню, простую русскую крестьянку, вскормившую его своим молоком (оттого называл ее поэт «мамушкой»), растившую его в младенчестве и скрасившую годы его псковской ссылки. Поэт — стоит, Арина Родионовна — сидит рядом с ним…

Впрочем, женскому образу в сей скульптурной группе давались и иные толкования и названия.
Вот, например, одно из официально принятых названий памятника: «Пушкин и Русская Крестьянка». Помнится, сам автор не возражал и против такого титула: ведь действительно создал он в бронзе облик не «конкретной» няни поэта (ее прижизненных изображений-то почти не было), но именно образ сельской русской женщины.

Вот она — уставшая за свою трудовую жизнь, не знает, куда деть изработавшиеся тяжелые и нежные руки, а лицо ее — это, думается, главная удача Комова — лучится и спокойствием, и умудренностью, и тою женской русской добротой, что была и остается главной чертой всех матерей и бабушек наших, особенно в глубинке, на земле живущих и поныне…


Няня А.С.Пушкина.
Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

Вообще это произведение многих поразило сразу же своей необычностью: обе фигуры и контрастируют друг с другом (поэт в образе дворянского щеголя, а няня — в одеяниях простолюдинки), и дополняют друг друга, ибо представить себе именно это изваяние Пушкина — на постаменте — в одиночестве — невозможно, статуя поэта выглядела бы несколько неестественно.
Тут возникает множество всяких толкований (ну, к примеру, народная, русско-православная «подпочва» дворянской нашей культуры XIX века), но и сей факт свидетельствует лишь о том, что комовское творение — живое, а не «многоуважаемый шкаф» в бронзе.
О нем спорили и спорят поныне…

Еще при жизни Комова, в одной артистическо-художественной компании произошел шумный и веселый застольный разговор об этом его творении, и один его старый приятель-литератор «поддел» ваятеля: «Олег, ведь если твоя бабушка на постаменте встанет, то окажется на голову выше Пушкина!» Олег Константинович, нисколько не смутясь, тут же отпарировал: «Ну и что! зато все чувствуют, сколь велика скрытая сила народа, его могучий рост, особенно в русской бабе!»
И ведь тоже прав он был по-своему в этом шутливом ответе…

Как бы там ни было, этот памятник давно уже «прижился» в Пскове, во многом еще из-за удачно выбранного места. Он обращен лицом к центральному проспекту Пскова — виден всем; а за ним — Летний сад, старинный парк, излюбленное место отдыха и гуляний горожан.
То есть, произошло поучительное: монумент «вписался» в общекультурную ситуацию, в традицию, а потому и «оброс» весьма быстро местной бытийной атмосферой, включающей в себя и обычаи, и привычки псковичей, их писаные и неписаные порядки.
Каждый год в начале лета именно здесь, на гранитной площадке вокруг памятника, происходит открытие Пушкинских торжеств, именитые гости возлагают цветы к постаменту с бронзовым барельефом лиры и гусиного пера…

А, кроме того, по выходным и праздничным дням у этого памятника звучат звонкие «переборы» баянов и гармоник: сюда приходят чаще всего те, «кому за…» и, как в давние годы у клубного крыльца или «у бревен», пляшут и танцуют — кто во что горазд. Веселятся простые русские люди, осененные взорами своего Поэта и его Няни…»
(Из статьи Станислава Александрова «Народный памятник» (Встреча, 1999, № 5-6).

Олег Комов:
(из интервью в дни открытия памятника в Пскове, 1983 год):

«Особенно всех интересует, почему я решил изобразить поэта с няней Ариной Родионовной. Ответ на этот вопрос настолько прост, что некоторых, мне кажется, несколько разочаровывает. Коротко идею композиции я определил для себя так: «Художник и народ».
Это счастье, что у Пушкина была такая няня – человек удивительной доброты, мудрости, прекрасно чувствовавшая и понимавшая несказанную прелесть русской речи, знавшая множество сказок, народных поверий, пословиц, поговорок. В Михайловском она была поэту «подругой дней его суровых». Лучшего образа для воплощения задуманной идеи не найдешь».

У няни Пушкина был прототип:

«В 80-м году на Алтае я рисовал портреты героев труда. Там в совхозе «Краснощеково», я встретил Марию Георгиевну Королеву. Была она уже на пенсии, занималась домашним хозяйством, нянчила многочисленных внуков. Знатный механизатор, комбайнер, Герой социалистического Труда. Пришла она позировать в строгом костюме, при наградах.
Я ей говорю: «Мне кажется, что вы похожи на няню Пушкина, Арину Родионовну.
Не согласились бы вы попозировать мне ? Только надо бы переодеться, шаль накинуть и крестьянский костюм надеть». «А у меня, — говорит, — есть платье, еще от мамы осталось». И уже минут через пятнадцать возвращается – подъезжает на «газике», сама за рулем. Мы с ней много разговаривали. Пока позировала, она мне рассказала, как устроен комбайн. Она сама водила трактор, разбиралась во всех двигателях, читала технические журналы…»

Когда у Комова спросили не мешала ли ему в работе экстравагантная современность Марии Георгиевны, он ответил:

«Ничуть. Было бы ошибочно думать о прошлом, как о чем-то замкнутом.
Создавая образы людей самых отдаленных эпох, мы всегда ищем для них прототипов среди наших современников…
В главных человеческих своих свойствах мы гораздо ближе находимся к своим предкам, чем порой сами полагаем. Есть любовь, есть долг, есть общечеловеческие законы.
И это согревает нашу жизнь.
Мне очень хотелось, чтобы люди, глядя на памятник Пушкину и его няне, почувствовали это, чтобы им стало от этого теплее. Чтобы посмотрев на «Арину Родионовну», каждый вспомнил и узнал в ней свою мать, бабушку…»

Что почитать:

Александров, С. Народный памятник : / Станислав Александров // Встреча (Культурно-просветительная работа). – 1999. — № 5-6. – С. 7.

Боровиков, В. Дум высокое стремленье…: репортаж с Всесоюзного праздника поэзии в Пскове / В. Боровиков //Псковская правда. – 1983. – 5 июня. – С. 1,3.
Открытие памятника А. С. Пушкину с. 1.

Некрасова, А. У памятника поэту: / А. Некрасова // Молодой ленинец. – 1983. – 4 июня. – С.1, 2.

***

Памятник «Пушкин и крестьянка» в Пскове отмечает 25-летие // Псковская Лента новостей (ПЛН). – 2008. – 3 июня. – Режим доступа: http://pln-pskov.ru/culture/53519.html. — 03.06.2013.

25 лет исполнилось со дня открытия в Пскове памятника «Пушкин и крестьянка» // Псковское Агентство Информации (ПАИ). – 2008. – 3 июня. – Режим доступа: http://informpskov.ru/news/43512.html. — 03.06.2013.

Как только не называют памятник ! «Пушкин и крестьянка», «Пушкин и Русская крестьянка», «Пушкин и Арина Родионовна»…

Среди псковичей укоренилось свое название памятника — «Пушкин и няня».

Торжество

Не туман истаял
спозаранку —
пала покрывала пелена.
Перед нами
Пушкин и Крестьянка,
Ну, а кто ж по имени она?
Слушайте, ответьте,
псковитяне,
Чей же здесь изваян
лик и взгляд!
Может это пушкинская няня,
О которой помнят
стар и млад?
Но еще весомее по силе
За ответом мыслится ответ:

Это просто
Пушкин и Россия.
Это просто
вечность и поэт.
Это дань любви такого рода,
Что пред нею меркнут все слова.
Это путь таланта и народа.
Это образ кровного родства…
Смотрим –
горожане и сельчане –
на черты
Крестьянки и Певца.
И сама торжественность
Молчанья
возвышает души и сердца.

Смирнов С. В.
(стихотворение было прочитано С. В. Смирновым на открытии памятника в Пскове в 1983 году)

О скульпторе
Олеге Константиновиче Комове (1932—1994):

Олег Константинович Комов: биография
http://www.people.su/55613

Осмоловский, Ю. О. Комов / Юрий Осмоловский. – М.: Советский художник,1988. – 143 с.
Книга о жизни и творчестве скульптора. В т.ч. о Пушкиниане Олега Комова.

Напомним, что имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с Псковским краем. Более 100 произведений создано поэтом на нашей земле.
В их числе — четвертая глава «Евгения Онегина», «Борис Годунов», «Цыганы», сказки. Предположительно, Пушкин не менее 17 раз приезжал в Псков, прожив здесь в общей сложности 77 дней. Поэт бывал на территории Кремля, в Троицком соборе, в здании старой почты. Известно впечатление, которое произвел на него губернский город: «Ветхий город Ольгин». Память о пребывании А. С. Пушкина в Пскове в дореволюционный период была увековечена в названии улицы: в 1899 году улица Садовая была переименована в улицу Пушкина.

В Летнем саду в свое время существовал Летний театр, где, в частности, очень широко отмечалось 100-летие со дня рождения поэта, в 1899 году. И именно псковичи были инициаторами сбора средств на различные сооружения в городе, в том числе, на создание Народного дома им. А.С. Пушкина — ныне академического театра драмы им. Пушкина. Именно городская общественность пришла к выводу, что необходимо выкупить у потомка поэта, Григория Пушкина, имение в Михайловском. К столетию со дня рождения Пушкина на доме Назимовых, где поэт предположительно бывал, была установлена мемориальная доска.

Материал подготовила Субботина С.Н.

Памятник Пушкину и Арине Родионовне

Удивительно, но в городе Пскове очень долгое время не было ни одного памятника А.С. Пушкину, который именно на этой земле вырос в гениального русского поэта. В псковском селе Михайловском были написаны лучшие его произведения, занимающие высочайшее место в сокровищнице русской литературы.

Именно здесь увидели свет главы «Евгения Онегина», поэма «Цыганы», «Борис Годунов» и немалое количество сказок. По подсчётам пушкинистов, Александр Сергеевич приезжал в Псков около 17 раз и неизменно черпал вдохновение в красотах местной природы. Здесь поэт томился в ссылке, любил, страдал, негодовал, впервые по-настоящему прочувствовал скромное величие простого народа. Свое последнее пристанище великий поэт обрел тоже на псковской земле.

Поэт и крестьянка

Во время проведения Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии 3 июня 1983 года в городском Летнем саду был открыт памятник «Поэт и крестьянка». Впрочем, сами псковичи, которые любят называть Пушкина своим «вечным земляком» тут же дали памятнику более душевное название «Пушкин и няня».

Высота отлитого из бронзы памятника вместе с постаментом достигает 4 метров 75 сантиметров. Автором является Олег Комов. «Поэт и крестьянка» — это его пятая скульптурная работа. Главное отличие «детища» Комова от других памятников – это двухфигурная композиция. Рядом с поэтом сидит его няня Арина Родионовна. Простая, добрая и искренняя русская женщина, которую сам Пушкин часто называл «мамушкой».

Работа на совесть

Скульптор признавался, что на создание памятника ему потребовалось более 10 лет. Прежде, чем приступить к работе, автор большое количество своего времени посвятил поискам образного решения этой композиции, о чем свидетельствуют десятки рисунков и глиняных эскизов. Особенно долго Олег Комов искал натурщицу, которая бы полностью соответствовала его представлениям о личности Арины Родионовны. Автор, который изучил множество документальных материалов, хорошо представлял значение крепостной крестьянки в судьбе Пушкина. Ведь это был, пожалуй, единственный человек на свете, который любил опального поэта безоговорочно, всей душой и всем сердцем. Сам поэт отлично сознавал это: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».

Такую женщину скульптор нашел в Алтайском крае, в одном из местных совхозов. Прототипом пушкинской «мамушки» стала пенсионерка Мария Георгиевна Королева. Герой Социалистического Труда, в прошлом знатный комбайнер. В лице этой женщины Комова поразила её одухотворенность и извечная женская мудрость. Даже строгие критики признавали, что особенно скульптору удалось передать живой взгляд, излучающий свет подлинной доброты и покоя.

Этот «двойной портрет» в бронзе поражает гармоничностью сосуществования двух фигур, которые дополняют друг друга. Чувствуется прочная душевная связь между поэтом и простой сельской женщиной, всегда поддерживающей его в тяжелые минуты жизни.

Памятник сегодня

Жители Пскова очень многое сделали для увековечивания памяти любимого, народного поэта. В 1898 году псковичи всем миром начали собирать средства для создания Народного дома имени А. Пушкина. Сегодня там располагается драматический театр. По их инициативе было в свое время выкуплено у Григория Пушкина (потомка поэта) родовое имение, усадьба Пушкиных в селе Михайловском.

Ежегодные Пушкинские праздники поэзии открываются именно у этого памятника. Известные писатели, поэты, актеры, музыканты оставляют цветы на гранитной площадке у постамента.

Здесь проводятся торжественные мероприятия, устраиваются народные гуляния, сюда по традиции приезжают новобрачные с букетами цветов.

Адрес: г. Псков, Октябрьский пр., 34, у входа в парк культуры и отдыха им. Пушкина

Памятник «Пушкин и крестьянка»

Памятник «Пушкин и крестьянка»

г. Псков, Летний сад

Псков — культурное наследие Российской империи. В Пскове расположено множество достопримечательностей, памятников культуры, музеев и исторических зданий. Центр города очень красивый и незабываемый. Особенно приятно в летнюю погоду прогуляться по центру этого замечательного города.

Проходя мимо Летнего сада, вы увидите знаменитый памятник «Пушкин и крестьянка». Памятник посвящён Александру Сергеевичу Пушкину и его милой доброй няне — Арине Родионовне, которую скромно назвали «крестьянкой».

Памятник «Пушкин и крестьянка»

Пушкин очень любил Псковский край и часто его навещал. Около 100 знаменитых произведений Александра Сергеевича Пушкина было создано на великой Псковской земле. Большинство сказок, «Евгений Онегин» и произведение «Борис Годунов» были написаны Пушкиным именно в Пскове.

Не менее семнадцати раз великий русский поэт приезжал на Псковскую землю и по общим сведениям прожил в нём около 77 дней.

Памятник «Пушкин и крестьянка» был открыт 3 июня 1983 года в Летнем саду имени А. С. Пушкина (Октябрьский проспект) в рамках XVII Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии.

Он является памятником искусства местного значения. «Непростительно было бы не иметь памятник Александру Сергеевичу Пушкину в городе Пскове, ведь Псков и великий русский поэт — это две неразрывные вещи,» — отметил знаменитый краевед Натан Левин, который был на открытии памятника ровно четверть века назад.

Пушкин А.С. Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

Памятник носит официальное название «Пушкин и крестьянка», но известен он больше как «Пушкин и няня».

Авторы памятника: скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и П. Бутенко. Отлит из бронзы на Мытищинском заводе художественного литья. Высота скульптурной композиции составила 3 м 15 см, постамента – 1 м 60 см.

Памятник «Пушкин и крестьянка» стал пятой работой Олега Комова. От предыдущих памятников А. С. Пушкину, установленных в Болдино, Твери, Кишинёве и Мадриде (Испания), его отличает двухфигурная композиция. Почти за десять лет до сооружения памятника скульптор начал в рисунках и глине поиск образного и композиционного решения.

Светлый образ няни проходит через многие произведения поэта. Находясь в Михайловском, Пушкин в 1824 году писал одному из своих корреспондентов: «…она единственная моя подруга, и с нею одной только мне не скучно».

Душевная близость поэта и его няни Арины Родионовны становится лейтмотивом памятника. Левой рукой стоящий Пушкин прикасается к стулу, на котором сидит Арина Родионовна. Это прикосновение полно глубокого смысла: оно сродни прикосновению Антея к родной земле, дающей физические и духовные силы герою.

Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

«Памятник — истинное произведение искусства талантливейшего русского советского скульптора, всей своей творческой судьбой вжившегося в мир Пушкина, — именно таким был Олег Комов. Им создно немало пластических изображений гения (одно них воздвигнуто, к примеру, в финском городе Куопио — как дар от Пскова, его города-партнера).

Но «псковский» памятник — пожалуй, самое оригинальное явление в комовской пушкиниане… Прежде всего, потому, что это — «двойной портрет»: ваятель изобразил в бронзе не только Александра Сергеевича, но и его няню, простую русскую крестьянку, вскормившую его своим молоком (оттого называл ее поэт «мамушкой»), растившую его в младенчестве и скрасившую годы его псковской ссылки. Поэт стоит, Арина Родионовна сидит рядом с ним…

Впрочем, женскому образу в этой скульптурной группе давались и иные толкования и названия. Вот, например, одно из официально принятых названий памятника: «Пушкин и Русская Крестьянка». Помнится, сам автор не возражал и против такого титула: ведь действительно создал он в бронзе облик не «конкретной» няни поэта (ее прижизненных изображений-то почти не было), но именно образ сельской русской женщины.

Няня А.С. Пушкина. Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

Вот она — уставшая за свою трудовую жизнь, не знает, куда деть изработавшиеся тяжелые и нежные руки, а лицо ее — это, думается, главная удача Комова — лучится и спокойствием, и умудренностью, и тою женской русской добротой, что была и остается главной чертой всех матерей и бабушек наших, особенно в глубинке, на земле живущих и поныне…

Вообще это произведение многих поразило сразу же своей необычностью: обе фигуры и контрастируют друг с другом (поэт в образе дворянского щеголя, а няня — в одеяниях простолюдинки), и дополняют друг друга, ибо представить себе именно это изваяние Пушкина — на постаменте — в одиночестве — невозможно, статуя поэта выглядела бы несколько неестественно.

Тут возникает множество всяких толкований (ну, к примеру, народная, русско-православная «подпочва» дворянской нашей культуры XIX века), но и сей факт свидетельствует лишь о том, что комовское творение — живое, а не «многоуважаемый шкаф» в бронзе. О нем спорили и спорят поныне…

Еще при жизни Комова, в одной артистическо-художественной компании произошел шумный и веселый застольный разговор об этом его творении, и один его старый приятель-литератор «поддел» ваятеля: «Олег, ведь если твоя бабушка на постаменте встанет, то окажется на голову выше Пушкина!» Олег Константинович, нисколько не смутясь, тут же отпарировал: «Ну и что! зато все чувствуют, сколь велика скрытая сила народа, его могучий рост, особенно в русской бабе!»

И ведь тоже прав он был по-своему в этом шутливом ответе… Как бы там ни было, этот памятник давно уже «прижился» в Пскове, во многом еще из-за удачно выбранного места. Он обращен лицом к центральному проспекту Пскова, виден всем; а за ним — Летний сад, старинный парк, излюбленное место отдыха и гуляний горожан.

Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

Каждый год в начале лета именно здесь, на гранитной площадке вокруг памятника, происходит открытие Пушкинских торжеств, именитые гости возлагают цветы к постаменту с бронзовым барельефом лиры и гусиного пера.

А, кроме того, по выходным и праздничным дням у этого памятника звучат звонкие «переборы» баянов и гармоник: сюда приходят чаще всего те, «кому за…» и, как в давние годы у клубного крыльца или «у бревен», пляшут и танцуют — кто во что горазд. Веселятся простые русские люди, осененные взорами своего Поэта и его Няни…» (Из статьи Станислава Александрова «Народный памятник» (Встреча, 1999, № 5-6).

Олег Комов:
(из интервью в дни открытия памятника в Пскове, 1983 год):

«Особенно всех интересует, почему я решил изобразить поэта с няней Ариной Родионовной. Ответ на этот вопрос настолько прост, что некоторых, мне кажется, несколько разочаровывает. Коротко идею композиции я определил для себя так: «Художник и народ».

Это счастье, что у Пушкина была такая няня – человек удивительной доброты, мудрости, прекрасно чувствовавшая и понимавшая несказанную прелесть русской речи, знавшая множество сказок, народных поверий, пословиц, поговорок. В Михайловском она была поэту «подругой дней его суровых». Лучшего образа для воплощения задуманной идеи не найдешь.

У няни Пушкина был прототип. В 80-м году на Алтае я рисовал портреты героев труда. Там, в совхозе «Краснощеково», я встретил Марию Георгиевну Королеву.

Была она уже на пенсии, занималась домашним хозяйством, нянчила многочисленных внуков. Знатный механизатор, комбайнер, Герой социалистического Труда. Пришла она позировать в строгом костюме, при наградах.

Я ей говорю: «Мне кажется, что вы похожи на няню Пушкина, Арину Родионовну. Не согласились бы вы попозировать мне? Только надо бы переодеться, шаль накинуть и крестьянский костюм надеть». «А у меня, — говорит, — есть платье, еще от мамы осталось». И уже минут через пятнадцать возвращается – подъезжает на «газике», сама за рулем.

Мы с ней много разговаривали. Пока позировала, она мне рассказала, как устроен комбайн. Она сама водила трактор, разбиралась во всех двигателях, читала технические журналы.»

Памятник «Пушкин и крестьянка

Когда у Комова спросили не мешала ли ему в работе экстравагантная современность Марии Георгиевны, он ответил:

«Ничуть. Было бы ошибочно думать о прошлом, как о чем-то замкнутом.

Создавая образы людей самых отдаленных эпох, мы всегда ищем для них прототипов среди наших современников… В главных человеческих своих свойствах мы гораздо ближе находимся к своим предкам, чем порой сами полагаем. Есть любовь, есть долг, есть общечеловеческие законы. И это согревает нашу жизнь.

Мне очень хотелось, чтобы люди, глядя на памятник Пушкину и его няне, почувствовали это, чтобы им стало от этого теплее. Чтобы посмотрев на «Арину Родионовну», каждый вспомнил и узнал в ней свою мать, бабушку…»

&nbsp&nbsp&nbsp Вверх страницы

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *