Палехская миниатюра картинки

От иконы — к шкатулке

Палех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.

В традициях первых мастеров. «Палех — село-академия народная», — говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. В основе палехского стиля — традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.

Палех, Ивановская область. Фотография: russia-open.comКафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Палех, Ивановская область. Фотография: sobory.ruПалех, Ивановская область. Фотография: venividi.ru

Иконописные корни палехской росписи. В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре.

Новое время, новые образы, новый промысел. После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских. Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами.

«Артель древней живописи». Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький, который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.

Михаил Парилов. Николай Чудотворец. Конец ХIХ в. ГМПИНиколай Корин. Иоанн Предтеча в пустыне. 1806. ГМПИИван Сафонов, Михаил Нефёдов. Иоанн Богослов в молчании. Начало XX в. ГМПИ

Таланты и поклонники. Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов, Николай Лесков, Антон Чехов. В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте. Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, — «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее. Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.

Династии и секреты промысла. Славилась артель своими династиями. Секреты мастерства — дело семейное. Растили живописцы себе смену сызмальства. Одна из старейших палехских фамилий — Белоусовы. Леонид Иванович Белоусов — художник-иконописец. Начинал работать в артели в 1926 году. Лаковая миниатюра стала делом жизни и для его правнука — Евгения Белоусова. И таких славных фамилий в Палехе немало. Голиковы, Котухины, Сивяковы… История промысла и секреты мастерства когда-то не выпускали за семейный круг. Даже замуж выходили за своих, за палехских, тайны росписи оберегая.

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ruПалехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.narod.ru Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

Мировое признание. Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.

Краски Палеха не для батальных сцен. Так уж сложилось, что Палех — все больше картинки из сельской жизни и сказочные мотивы. Но это в мирное время. Когда вся страна жила единой мыслью о Победе, Сталинградская битва стала источником вдохновения и для художников: «Народные мстители», «По следам врага», «Атака», «Народная война». Работая в тылу, мастера сохраняли ремесло даже во время войны. Только работали старики и допризывная молодежь. Не закрывалось и художественное училище «села-академии» — как называли Палех.

Таинство создания краски. Издавна в Палехе писали темперой. Делали краску дедовским способом — на яичном желтке. Добиваясь «глубины, светоносности и стойкости». Разводили столовым уксусом или квасом. Кисти палехских художников — ручной работы. Магазинные, даже беличьи — слишком непослушные. Так что и современные мастера, даже покупая готовые краски, кисти все же собирают вручную — волосок к волоску. Для работы с листовым золотом мастера используют специальную кисть — лампемзель, изготовленную из кончика беличьего хвоста.

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

Музеи Палеха. 14 тысяч экспонатов и шесть отдельных коллекций. Музей палехского искусства был открыт 80 лет назад по инициативе Максима Горького. За десятилетия экспозицию составили лучшие произведения палехских мастеров. Стал музеем и дом одного из основоположников палехской лаковой миниатюры Ивана Голикова. Музей-мастерская Николая Дыдыкина рассказывает о старинном палехском роде иконописцев, из которого вышел и скульптор — автор памятника Пушкину у Музея-квартиры поэта в Петербурге. Из Палеха пошло мастерство Павла Корина. В Москве работы художника может увидеть любой — на станции метро «Новослободская». В палехском доме академика живописи собрана редкая коллекция икон.

Город Палех

Палех до 1947 года был селом, затем переименован в поселок. Точная дата возникновения города неизвестна, но сохранившиеся летописи свидетельствуют, что он существовал еще до XV века.

История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех: «…Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от «молоньи» (молнии). Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились из тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть».

Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.

В XVI-XVII веках в селе начали зарождаться различные ремесла. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В XVIII веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания XV-XVI веков (например, икона «Акафист Спасителю» — серединаXVIII века, «Акафист Богородице», «Преображение» — конец XVIII – начало XIX веков).

Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати» — 1769 г.).

В начале XX века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. В 1920 году палешане занялись росписью деревянных изделий, но это дело не привилось.

Современный Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов.

Эпоха с 1923 по 1927−28 годы была временем самых заметных сдвигов и завоеваний, временем самой настойчивой творческой работы мастеров. Новое содержание, новый строй образов, новые материалы и техника внесли глубокие изменения в формы традиционной иконописи.

Несколько слов о «визитной карточке» города: лаковой миниатюре. В нашей стране можно встретить достаточно много подделок знаменитого палехского ремесла. На рынках множество фейковых шкатулок, портсигаров, подсвечников и других изделий. Все они быстро приходят в негодность из-за того, что работы выполнены непрофессионально. В итоге на Палех почем зря грешат покупатели, недоумевающие, почему роспись стала вдруг такой паршивой. Чтобы такого не произошло, во время покупки изделия обратите внимание на следующие моменты:

— лаковая миниатюра традиционно имеет черный цвет, а внутри — красный;

— у всех изделий высокое качество полировки, на лаке нет царапин, пятен, вздутий;

— на лицевой стороне изделия в нижнем левом углу обязательно должна стоять золотая надпись «Палех», а в правом нижнем — инициалы автора;

— на днище изделия должен стоять фирменный знак предприятия, покрытый лаком;

— стоимость изделия не может быть низкой — палехская роспись относится к дорогим удовольствиям.

Это основные детали, при наличии которых вам обеспечено долговременное пользование изделием с уникальной росписью, аналогов которой нет больше нигде в мире.

Государственный музей палехского искусства

Организован Германом Васильевичем Жидковым, первым директором, назначенным после постановления правительства об организации музея от 8го мая 1934 года.

Раздел палехской лаковой миниатюры размещается в отдельном двухэтажном здании. Экспозиция музея начинается с витрин, рассказывающих о художественных материалах, применяемых в Палехе, технологии изготовления изделий из папье-маше, методах палехской живописи. Следующий зал рассказывает о творчестве основоположников искусства палехской лаковой миниатюры Н.И.Голикова, А.В.Котухина, И.В.Маркичева и других ремесленников. Затем следуют работы следующих поколений палехских художников. Таким образом, прослеживается вся история палехской лаковой миниатюры.

Всего в музее хранится более 2000 работ палехских художников. В фондах музея имеются также лаки Федоскина, Мстёры, Холуя, Японии и Китая, коллекция западноевропейской живописи и гравюры XVI-XX веков, произведения отечественной живописи и скульптуры XIX-XX веков, исторические документы, общее количество которых переваливает за 14 тысяч единиц хранения.

Телефон: +7 (49334) 2−10−54

Адрес: Палех, ул. Баканова, д. 50

Крестовоздвиженский храм

Он был возведён в 1762−1774 годах в строгих формах древнерусского зодчества XVII века мастером Егором Дубовым. Роспись стен была закончена к 1807 году.

Храм состоит из четырёх пределов. Главный из них — самый обширный, высокий и светлый, с большими окнами. К нему пристроено два боковых. Четвёртый предел верхний. Колокольня соединяется с храмом папертью. Наружные стены храма светлые, гладкие, побелённые, украшены скромным орнаментом из кирпича. На восточной стороне главного придела расположена фреска. Колокольня в основании имеет один над другим два четверика, на которые возведён стройный, высокий восьмерик с шатровым завершением. По традиции XVII века колокольня украшена многоцветными изразцами. Внутри храм по контрасту с белизной наружных стен, поражает красочностью декоративного убранства.

Внутренние поверхности стен основного объёма храма покрыты фресковой живописью, выполненной палехскими мастерами под руководством братьев Сапожниковых, владельцев иконописной мастерской в Москве. В многочисленных композициях, взятых с гравюр иллюстрированной библии Вейгеля, здесь представлена библейская история. В вершине четырёхлоткового сомкнутого свода изображён традиционный Саваоф в сонме ангелов. Ниже показано сотворение Земли, растительного и животного мира, человека. Все картины выполнены в голубых тонах безоблачного неба.

Во второй половине XIX века первоначальная живопись была записана масляными красками. В 1907 году были выполнены реставрационные работы, которые вернули фрескам первоначальный вид. С 1936 года храм является филиалом Государственного музея палехского искусства. В 1958 году живопись алтаря была очищена от поверхностных загрязнений, восстановлены мелкие утраты.

Адрес: Палех, Базарный пер., д. 1

Дом-музей И. Голикова

Примечателен тем, что в Палехе это был первый мемориальный музей. Иван Иванович Голиков (1887−1937) является основоположником палехской лаковой миниатюры и основателем «Артели древней живописи». Вообще, Иван Иванович – один из самых талантливых и ярких художников Палеха.

Дом-музей, посвященный памяти знаменитого творческого человека, открылся в 1968 году. Несмотря на то, что дом был построен в 1968 году, его внешний облик по сей день имеет свой первозданный вид.

Экспозиция музея состоит из мемориальной комнаты, где представлены личные вещи художника, а также исторической части, рассказывающей о создания Артели древней живописи в Палехе, об истории семьи Голиковых. Уникален фотоматериал, сохранивший облик старого Палеха. Дом И. И. Голикова — это начало экспозиции лаковой миниатюры Палеха, поэтому один из стендов музея представляет процесс создания палехской шкатулки.

Среди экспонатов музея – выпущенная в 1934 году книга «Слово о полку Игореве» с иллюстрациями Голикова. Примечательно, что Иван Иванович не только создал иллюстрации к книге, но и от руки написал весь текст.

Телефон: +7 (49334) 2−10−54

Адрес: Палех, ул. Ленина, д. 2

Дом-музей Корина

В 1974 году в Палехе открылся Дом-музей Павла Дмитриевича Корина, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий, академика живописи, замечательного художника XX века. Павел Дмитриевич вместе с братьями хранил этот дом, обстановку и вещи, которыми пользовались его предки, мечтая организовать в нём музей. Фактически, мемориальный музей создавался самим художником и был завещан им родному городу. Все вещи в музее подлинные, как и стены самого дома, старейшего деревянного сооружения в Палехе. Дом построен в конце 1860х годов бабушкой художника по материнской линии Анной Тимофеевной Талановой. Дом состоит из двух частей: крестьянской избы (кухня и горница) и городской половины, объединённых общим коридором. Обстановка кухни передаёт уклад крестьянской жизни конца XIX — начала XX веков.

В тёплое время года Корины жили в летней, убранной на купеческий манер, половине дома, которая обставлена мебелью ценных пород дерева, украшена произведениями искусства. В этом музее уникальная коллекция икон, иконописной графики, западноевропейской гравюры, которую собирал Павел Дмитриевич. Есть работы отца, братьев и самого П. Д. Корина: «Ветка рябины», «Палех строится», «Пейзаж с соснами» и др.

Павел Дмитриевич стремился сохранить память о патриархальном укладе жизни иконописцев, о нерушимости семейных уз, об огромной роли семьи в сохранении традиций, о высокой духовной культуре палешан.

Телефон: +7 (49334) 2−24−38

Адрес: Палех, ул. Демьяна Бедного, д. 19

Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина

В декабре 1978 года в Палехе открылся мемориальный музей-мастерская скульптора Николая Васильевича Дыдыкина – Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Как и Дом Кориных, этот мемориальный музей не обожествляет своего бывшего хозяина, но хранит память о старинном палехском роде Дыдыкиных, представители которого дорожили и гордились своим ремеслом. В этой крошечной мастерской Николаем Васильевичем были созданы скульптурные портреты старейших художников лаковой миниатюры: И. И. Голикова, А. А. Дыдыкина, Н. М. Зиновьева и других.

В конце 1940−х годов Николай Дыдыкин увлёкся образом Андрея Рублёва, создав несколько его скульптурных и живописных изображений. В этой мастерской скульптор работал над портретами А. Блока, Д. Байрона, С. Рахманинова, А. Швейцера. Мастерская и более ста работ Н. В. Дыдыкина, находящиеся там, были завещаны им Государственному музею палехского искусства.

Телефон: +7 (49334) 2−14−37

Адрес: Палех, ул. Ленина, д.25а

Храм Ильи Пророка

Является памятником архитектуры XVIII в. Церковь расположена на территории кладбища. Изначально на этом месте находилась деревянная кладбищенская часовенка, сгоревшая в одном из пожаров. После этого была построена новая, кирпичная церковь в 1790 году, которую мы можем наблюдать и по сей день. Вообще, она представляет собой характерный для данного региона небольшой приходской сельский храм. Интересен он тем, что в композиции объемов и отдельных деталях ощущается влияние архитектуры второй половины XVII в. Роспись храма была произведена, естественно, местными мастерами.

Неподалеку от церкви расположен дом для гостей на 6 мест.

Адрес: Палех, ул. М. Горького

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ГОРОДА ПАЛЕХ

На поезде

Железнодорожной станции в Палехе нет, а ближайшая находится в Шуе, до которой 30 км. Можно доехать по железной дороге до Шуи, а оттуда уже на автобусе до Палеха.

На автобусе

Из Москвы со Щелковского автовокзала ежедневно ходит автобус, который доставит вас в Палех за 7 часов с небольшим. Из Иванова ехать 1 час 20 минут, из Шуи – около получаса. Из Костромы дорога займет три с половиной часа, а из Нижнего Новгорода – около четырех часов.

На автомобиле

Из столицы самый короткий путь ляжет через Владимир и Ковров. Его длина составит 350 километров. От Иванова до Палеха – 65 километров. От Шуи, как упоминалось выше, 30 км, а от Нижнего Новгорода – 170 км. С юга, от Коврова, надо проехать 100 км. От Владимира побольше – 160 км.

Элементы палехской росписи

(рисунок)

Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций — изображений, которые рассказывают определенный сюжет. В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.

(раскрашенная работа)

Другими важными отличиями считаются:

  • многотональная прокраска теней;
  • несколько вытянутое изображение персонажей;
  • точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
  • большое количество прорисованных нюансов и деталей.

Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.

Техника выполнения

Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например — шкатулки.

(Палехская миниатюра)

Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.

После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.

Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе — это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.

(Палехские шкатулки)

Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.

Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.

В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.

Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.

1. Основное наименование ОНН. Технологии изготовления и росписи традиционной палехской лаковой миниатюры (шкатулки).

2. Краткое описание ОНН. Палехская миниатюра — народный промысел, родившийся и получивший широкое распространение в посёлке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется краской, приготовленной вручную, на заготовке из папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, пудреницы, бисерницы, брошки, панно, пепельницы, сигаретницы, игольницы и прочее.

Развернутое описание ОНН
Палехская роспись является одной из самых редких и уникальных в мире и, несмотря на сложность процесса, палешане и в наше время расписывают заготовки дедовским способом.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. Для изготовления красок применяют природные материалы: минералы, служащие
пигментом (к примеру, красные глины, кадмий, сиену, волконскоит и др.), смешивают с водой, уксусом и яичным желтком. Кисти для работы изготавливают из беличьего меха. Палехская школа росписи, как правило, отличается темным (чаще всего черным) фоном, на котором яркие краски узорчатой росписи выглядят как бы подсвеченными. Используется прописывание золотом. Художники прибегают к сложным многофигурным композициям, пропорции вытянуты, стиль, напоминающий иконописный, сохранился и в жанровых сценках, портретах, пейзажах.

Отличительными чертами палехской школы являются:

  • миниатюрное письмо;
  • общий мягкий тон написания композиции;
  • орнаментальная изысканность рисунка;
  • насыщенность композиции элементами;
  • живописность каждой детали;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие цветовых переходов;
  • деревья с натуралистической листвой;
  • строгановская удлиненность и хрупкость фигур;
  • тонкость прорисовки обнаженных частей человеческого тела;
  • насыщенность движением;
  • роспись золотом;
  • пробелы;
  • фоны темных тонов.

Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора.

С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись «Made in USSR», которая в 1992 году сменилась на «Made in Russia». Все подписи выполняются творёным золотом.

В конце 80-х годов появился товарный знак на работах» Художников Палеха» — жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

Более десяти лет основным производственным объединением по изготовлению миниатюр является ООО «Художники Палеха».

Наличие фирменного знака этого предприятия свидетельствует о подлинной Палехской лаковой живописи.

3. Сведения об особенностях ОНН

Исключительность/Ценность

Мир палехской миниатюры своеобразен: он одновременно условен и реален. Излюбленные сюжеты: мотивы крестьянского труда, отдыха, сенокоса, охоты, рыбной ловли, хороводов, плясок, несущихся троек, песни о Волге, о Степане Разине. Часто художники обращаются к сказкам и поэмам А.С. Пушкина, любят сюжеты из русских народных сказок и былин.

Стиль палехской живописи имеет ряд особенностей, а именно: плавность, тонкость рисунка, черный или темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом, четкость, вычерченность силуэта упрощенных фигур. Декоративные пейзаж и архитектура, изящность вытянутых пропорций фигур, динамичное сочетание красного, желтого и зеленого цветов, — все в изделиях с палехской миниатюрой восходит к древнерусским традициям, а потому так близко и дорого русскому сердцу.

Способы передачи традиции

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного
комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось пять лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до четырёх лет. Палехское художественное училище ежегодно выпускает молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции и особенности, которыми так интересна палехская миниатюра.

Форма бытования

В настоящее время существует несколько различных кооперативов и мастерских, успешно работающих в Палехе. Но некоторые художники работают самостоятельно. В творчестве каждого из них техника, несмотря на общие закономерности, приобрела глубоко индивидуальное выражение. Мастер отражает в материале искусства свою жизнь, свою образность. В самом наложении красок и начертании тонких линий палехские мастера проявляют много вкуса и поэтичности. Вот почему так трудно поддаются копировке их произведения.

Исторический аспект

Село Палех – старинное русское село Владимиро-Суздальской земли. Первое упоминание о Палехе относится к первой половине XVII века (писцовая книга 1645 года). Данные свидетельствуют, что по тем временам Палех уже был довольно большим селом – одним из центров древнерусского искусства, широко известным на протяжении долгого времен как центр иконописи. Художники на протяжении веков не только писали иконы, но также расписывали стены в православных храмах и реставрировали старинные церкви и соборы. После революции 1917 иконописные мастерские в Палехе закрылись. Мастерам пришлось искать новые пути в искусстве.

В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». 5 декабря 1924 года семеро палехских художниковИ. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубко, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Бывшие иконописцы сумели сохранить в лаковой миниатюре свое старое искусство – живопись темперными красками и свой оригинальный, условно-плоскостной характер изображений, манеру подачи целого ряда изобразительных
атрибутов. Тем самым, они дали новое творческое развитие многовековой системе древнерусской живописи. Перестраивая ее, палешане перешли к черному лаковому фону, которого не было в иконе: все краски на черном резко выделялись границей цветовых пятен, и поэтому особенную выразительность приобретали силуэт, линия контура и разделка формы пробелами. Черный фон объединял сочетание графичности, орнаментальности с тонкой живописностью. Он прекрасно сочетался с различными цветовыми гаммами, приобретая от этого различное качество: от бархатистой глубины до непроницаемости холодного блеска лака. Изменив характер живописи, палешане связали ее с предметом так, что миниатюра не выглядела наклеенной картинкой, а органично объединялась с формой и назначением изделия.

4. Сведения о технике исполнения/технологии изготовления

Процесс рождения палехской миниатюры длителен и сложен. В зависимости от формы, сложности композиции на изготовлении будущей шкатулки затрачивается от нескольких дней до нескольких месяцев. Предметы, предназначенные под роспись, изготавливаются из папье-маше. Для этого лучше всего подходит пористый картон, вырабатываемый из хвойных пород дерева. Листы картона нужной формы проклеиваются мучным клейстером в том количестве слоев, которое требуется для толщины стенок шкатулки. Ленты картона навертываются на деревянную форму-болванку, затем вместе с болванкой зажимают в специально сконструированном механическом прессе, и склейки под давлением превращаются в трубки разной формы, зависящей от форм болванок. Корпус крышки и донца изготовляют отдельно. Затем все соединяют. «Полуфабрикаты» просушиваются в специальном помещении при комнатной температуре в течение двух недель, затем пропитываются подогретым льняным маслом и сушатся в печах при температуре от 80 до 120 градусов. После такой обработки палехская шкатулка приобретает твердость и прочность дерева. И так же, как деревянное изделие, подвергается токарно-столярной обработке.

Следует заметить, что с развитием рыночных отношений палешане отошли от изготовления «полуфабриката». В наши дни заготовки закупаются на фабриках в селе Федоскино (Московская область) или Холуе (Ивановская область).

Поверхность под живопись выравнивается, зачищается шкуркой и грунтуется до трех раз. Грунт состоит из сажи, речной глины и олифы (вареное масло); наносится три раза щетинной кистью и выравнивается ровной дощечкой – шпателем. Каждый слой просушивается, шлифуется и зачищается пемзой

После грунтовки на наружные стороны поверхности наносится сажа, растворенная на масляном лаке несколькими слоями. После просушки чёрные поверхности покрывают три-четыре раза чёрным лаком. Внутренние части изделия
покрываются красным лаком. Затем весь полуфабрикат покрывают светлым лаком.

После специальным образом поверхность подготавливается под рисунок и живопись. Для того, чтобы краски не скатывались с лаковой поверхности изделия и лучше наносился рисунок, перед началом росписи нужные плоскости “рыхлят” – зачищаются порошком пемзы, таким образом поверхность становится матовой.

Готовый полуфабрикат поступает к художникам. Художники работают за специальными столами с отверстиями для росписи шкатулок из папье-маше

Перед каждым мастером необходимые принадлежности. На столе подручник – деревянная скамеечка высотой 4 сантиметра. На нее художник кладет руку, чтобы удобнее было вертикально держать кисть при росписи тончайших линий узоров. Линейка на низких подставках отделяет руку мастера от поверхности вещи. Тут же – нечто, похожее на гребенку с зубьями, расположенными на разных расстояниях друг от друга. Гребенка нужна для росписи миниатюрных рисунков на кузовках (внутренних поверхностях шкатулок). Миниатюрное письмо требует большой тщательности и точности. Иногда миниатюра создается на совсем маленьких поверхностях в 3 -4 квадратных сантиметра, но и при этом она не теряет всю сложную последовательность живописной работы, подробности и детали выполняемого сюжета. Изделия расписывают, пользуясь лупой, и рассматривать их тоже лучше при сильном увеличении.

У каждого художника несколько деревянных или пластмассовых чашечек с красками. О красках палешан следует сказать особо. Они простые, приготовленные традиционным способом. Для приготовления красок художник готовит эмульсию: берет яйцо, аккуратно отделяет желток от белка, кладет желток обратно в скорлупу и смешивает с водой, добавляя несколько капель уксуса, а затем тщательно растирает с сухой темперой. Яичный желток служит связующим веществом, уксус же растворяет сухие краски, съедает излишнюю жирность желтка и предохраняет краски от порчи. Краски на яичном желтке отличаются большей нежностью и свежестью. Они легко покрывают одна другую и быстро сохнут, давая возможность просвечивать нижним слоям. Краску заготавливают в небольших количествах, так как хранится она очень недолго. Кисти палешане применяют только натуральные. Самые лучшие – беличьи. Художники изготавливают их сами. У белки очень тонкий волос, упругий и прямой, по нему хорошо сходят краски. Такие кисти используют разной толщины. Для росписи миниатюры их требуется не меньше шести. Чтобы остриё кисточки не ломалось, на них одевают «cаночки» – трубочки из утиных перьев.

Перед нанесением рисунка, художник разрабатывает сюжет, переносит рисунок на кальку или другую прозрачную бумагу. После этого оборотная сторона рисунка натирается пальцем сухим порошком мела или белил. Эту заготовку кладут на поверхность шкатулки, чтобы бумага с рисунком не сдвигалась, ее временно приклеивают к поверхности шкатулки. Затем художники цировкой (тупая игла, вставленная в штылек – деревянный череночек) обводят рисунок, таким образом они переносят его с эскиза на матовую поверхность шкатулки. Когда рисунок снимают, на черной поверхности остаётся чёткий белый отпечаток. Остатки порошка белил смахиваются гусиным пером так, чтобы рисунок остался четким.

Для того чтобы черный фон, поверх которого наносятся краски, не глушил их, не вносил тусклость, выполняется белильная подготовка – все фигуры, одежда, пейзаж, архитектура и другие детали прописываются белым цветом. Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску). Уже на этой стадии закладывают основу цветового решения. На те места, где будут светлые тона, кладут белила в несколько слоев. Для получения большей плотности красок многие мастера подготовку белилами производили до трех-четырех раз.

Живописный процесс начинается – с роскрыши – цветового оформления шкатулки. Белильный рисунок покрывают локальным цветом от одного до трех-четырех раз. Этим достигаются плотность, непрозрачность красочного пятна. Под конец роскрышь может выполняться плавями-лессировками, что создает прозрачность, легкость тона.

Следующий этап – роспись. Прорисовываются по роскрыши темным тоном все контуры и детали, а затем выявляют теневые и световые части композиции. Этот процесс называется приплавкой.

Последний этап – окончательная отделка красками объемов всех мелких деталей предметов шкатулки. Палехские художники унаследовали от древнерусских мастеров тонкое понимание красочного материала, извлекая из него тончайшие живописно-декоративные эффекты, по-разному заставляя звучать один и тот же цвет. Каждый мастер, несмотря на каноничность традиционной системы техники темперы, сохраняет живость индивидуального приема самого наложения краски. Многие владеют приемом письма жидкой краской, называемой в древней живописи методом “налива”. Он заключается в искусности извлечения эффектов из неровно растекающейся краски, что создает особую вибрацию цвета. Некоторые художники используют прием раскрытия цвета “всухую”, т. е. густой краской при последовательном нанесении слоев. Получается ровный, плотный красочный слой, насыщенный цвет. Тончайших живописных эффектов позволяет достичь прием “плавей”. Техника этого приема заключается в том, чтобы поддерживать высветленную краску в жидком состоянии, постепенно вводя в нее все более светлую
и сокращая каждый раз площадь ее растекания. В конечном итоге получаются ровные, незаметные переходы от одного тона к другому. Плавями или лессировками писались пробела. Они также употреблялись и в “роскрыше”, в цветовой нюансировке пейзажа, придавая особый оттенок горкам, воде, палатам. Для выделения формы в местах тени производится тушевка, создающая объем. Тушевка выполняется цветом темнее, но в пределах общего тона. Например, по разбельной зелени – чистой зеленью. Тушевка делается штрихом или плавью. Применяются по старинному иконописному приему пробела, блики. Слой живописи тонок, он как бы вливается в черную глубину лаковой поверхности. Как прием старых иконописцев палехскими мастерами миниатюры постоянно использовались “оживки”, “пробела” и прочие секреты древней живописи.

Далее готовую красочную поверхность изделия готовят к росписи золотом. Дважды лакируют, так как незакреплённый лаком живописный слой может впитывать золото. Изделие просушивают, затем вновь пемзуют, уничтожая блеск
лака до матовости. Это делается для того, чтобы золото не скользило по лаку, а прочно закрепилось на матовой поверхности. Порошок пемзы с оттёртой поверхности смахивается гусиным пером.

Процесс приготовления золота долгий. Занимает около полутора часов. Твореное золото делается из тонкого листа сусального золота, предварительно тщательно дробленого и растертого пальцем, и смешанного с гуммиарабиком (особый растительный клей – сок горной дикой акации) и водой. Когда золото готово, оно перестает пузыриться и тянуться за пальцем. После этого в полученный состав добавляют воду и ставят отстаиваться, спустя двадцать минут воду сливают, а золото просушивают, держа над лампой. Работают золотом как акварелью. Для письма берут самую тонкую кисть. Ее сначала обмакивают в воду, затем в золото. Краска должна легко сходить с конца кисти, чтобы дать упругую тонкую линию. Прописываются все детали: то это блики света, круглящие форму, то расшитые одежды, то узорная разделка листьев деревьев, архитектуры, горок. Золотом пишется и орнамент вокруг миниатюры, на боковых стенках и внутри изделия. В палехских лаках роспись золотом является одним из важных процессов, завершающих отделку миниатюры и всего произведения в целом. Работа золотом требует от мастера большого умения и тонкости. Сусальное золото не блестит. Чтобы золотой орнамент приобрел блеск, его полируют, проводят тихонечко по росписи агатом в виде конуса, зубом волка или собаки. Зубы этих животных имеют наиболее гладкую, твердую поверхность. Иногда в росписи, наряду с золотом, применяется серебро. Серебро творится так же, как и золото, только дольше. Реже применяют алюминиевую пудру.

Закончив роспись миниатюры, художник ставит свою подпись. Затем изделие еще раз покрывается лаком, просушивается в печи и поступает в окончательную отделку лаком, полировку плюшем, бархатом или войлоком на особом полировальном круге. Заканчивается весь процесс полировкой вручную. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. Таким образом, художники добиваются от поверхности миниатюры особого зеркального блеска, что дает изображению дополнительную глубину и заставляет краски «звучать» более насыщенно.

5. Источники сведений об ОНН

Государственный музей Палехского искусства.

Дом-музей И.И. Голикова.

Иконописная мастерская И. Лебедева и А. Гусаковского ООО «Возрождение».

А. Навозов «Палехское чудо». Издательство: “Советская Россия”, 1976 г.

«Русская лаковая миниатюра». Издательство: “Яркий город”, Санкт-Петербург, 2007 г.

Л. Пирогова «Палех история и современность». Москва “Искусство”, “Роскнига”, 1994 г.

М.А. Некрасова «Искусство древней традиции». Москва, “Советский Художник”, 1990 г.

http://handicrafts.drugiegoroda.ru/crafts/6789-palexskaya-lakovaya-miniatyura/

http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/paleh/paleh.htm

http://palekh.narod.ru/tehn-win.htm

http://www.lacquerbox.ru/cnt/Palekh/

http://www.paleh-online.ru/

http://www.museum.ru/palekh/r_3_5.htm

https://civilleaders.timepad.ru/event/420399/?utm_refcode=aba919bcc6f0d46fb6d07deee0c26ec6cabb82ce

https://ru.wikipedia.org/wiki/Палехская_миниатюра

6. Современное бытование ОНН

Ивановская область, Палехский район, п. Палех

7. Сведения об авторе-составителе анкеты

1. Кривцова Ольга Борисовна, директор АГУ ИО «Областной координационно-методический центр культуры и творчества»

2. Федорова Наталия Александровна, ведущий методист методики народного творчества АГУ ИО «Областной координационно-методический центр культуры и творчества»

3. Прокофьева Татьяна Юрьевна, ведущий методист редакционно-издательского отдела АГУ ИО «Областной координационно-методический центр культуры и творчества»

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *