Новоспасский монастырь на карте

Новоспасский монастырь

Недалеко от метро Пролетарская находится один из самых старых монастырей Москвы – Новоспасский.

Основан он был в 13 веке князем Даниилом на месте, где сейчас стоит Даниловский монастырь. Затем его «перевели» в Кремль, но с началом масштабного строительства на территории Кремля в 1490 году при великом князе Иване Третьем монастырь был перенесен на Крутицкий холм, где и находится по сей день.

При Иване Грозном монастырь стал настоящей крепостью, защищавшей подходы к Москве – были построены деревянные оборонительные сооружения. Немного позже, при царе Михаиле Романовиче обитель обзавелась каменными стенами и башнями с бойницами и стала полноценным участником защитного полукольца наряду с Донским, Новодевичьим, Даниловым и Симоновым монастырями.

Вид на стену с башнями и колокольню.

Надвратная колокольня — одна из самых высоких колоколен Москвы, стоит над парадным входом.

Посетители заходят в обитель через другие ворота, которые находится рядом.

Главный собор – Спасо-Преображенский.

В подклете Спасо-Преображенского собора похоронены предки царского дома Романовых, бояре Захарьины-Кошкины, а также Трубецкие, Оболенские, Троекуровы и другие представители самых именитых родов Москвы. Также в отдельной часовенке здесь лежит прах инокини Досифеи, больше известной как княжна Августа Тараканова, дочь императрицы Елизаветы.

Вход в усыпальницу Романовых.

Представители царского рода, в том числе Петр Первый, царевна Софья Алексеевна и царь Феодор Алексеевич, часто посещали Новоспасский монастырь, чтобы поклониться могилам своих предков, помолиться перед чудотворной иконой нерукотворного образа Христа Спасителя. К сожалению, после революции эта икона была утрачена.

Храмы в центре построены совсем близко друг к другу.

Дворик между храмами.

Территория небольшая, но очень ухоженная и уютная.

Стены и башни напоминают о том, что столетия назад это место было крепостью.

Интересные окна.

И двери.

Церковь Николая Чудотворца и братские кельи в северо-западном углу. В подвале церкви находятся застенки, где содержались присылаемые в монастырь преступники. Тут был заточен, например, бывший настоятель Троице-Сергиевой лавры Дионисий, ошибочно принятый за еретика.

Небольшая часовня.

Настоятельский корпус.

Я была тут в конце июля, вовсю цвели розы.

Абрикосы в монастырском саду. Московский урожай. 🙂

Есть и виноград.

За монастырем находится довольно большой овальный Новоспасский пруд.

С этой стороны обитель закрывают деревья, видны только купола и крыши.

С приходом большевиков обитель закрыли и разместили на ее территории тюрьму НКВД. Позже тут располагались квартиры и ведомства различных учреждений. Возвращение церкви состоялось в 1991 году и теперь это действующий ставропигиальный (то есть, напрямую подчиняющийся патриарху) мужской монастырь.

Если соберетесь посетить это место – загляните и на Крутицкое подворье, оно совсем рядом.

Схема территории (кликабельно):

История Новоспасского монастыря

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь – монашеская община в Москве, одна из древнейших. Основал её в почитание иконы Всемилостивого Спаса первый удельный князь московского княжества Даниил Московский, в далеком XIII веке. Община расположилась на площади Серпуховской заставы, сегодня там находится Даниловская обитель.

В начале XIV столетия распоряжением Иоанна Калиты, московского князя, община была переселена в московский Кремль, на Боровицкий (Кремлёвский) холм. Прославившийся своей щедростью по отношению к нищим князь хотел укрепить свою власть божьей помощью, которая будет всегда рядом.

Иоанн III Васильевич, государь и великий князь всея Руси, решил в 1490 году перенести монашеское поселение на Васильевский стан (сегодня Крутицкий холм). Продиктовано такое решение было начавшимся в Кремле возведением царских каменных хором. Монастырь переименовали Спасом на Новом, позднее укоренилось название — Новоспасский.

Первый камень в фундамент храма Преображения Господня был заложен в 1491 году. Строили его на месте упокоения бояр Романовых-Захарьевых, знатных предков царственной русской династии. Страстотерпица инокиня Досифея, её мирское имя Августа Тараканова, захоронена на монастырском кладбище в феврале 1810-го, согласно ее завещания.

Имя Досифеи до наших дней окутано тайной. Считается, что она — незаконная дочь Елизаветы Петровны, русской императрицы, рожденная от её фаворита, сиятельного графа Разумовского Алексея Григорьевича. В усыпальнице в подклети собора покоится и прах «князя Ходынского», генерал-губернатора Москвы, великого князя С.А. Романова.

Сергей Александрович, разорванный в клочья «адской машиной» бомбистов в феврале 1905 года, вначале захоронен был в Чудовом монастыре. Через 90 лет, в 1995-м останки великого князя с подобающими почестями перевезены в Новоспасскую мужскую обитель.

Иоанн IV Васильевич Грозный высочайшим повелением распорядился выстроить деревянные оборонительные сооружения, превратившие общину в неприступную цитадель. В 1591-м году она служила для обороны от нападения воинов 150-тысячной армии Казы II Герая Буря, хана крымского.

Первый русский самодержец Михаил Романов восстановил монастырь, разрушенный в тяжкое время польского нашествия, щедро наделил земельными наделами и имениями. Деревянную стену вокруг монастыря снесли, вместо нее построили каменную с бойницами и башнями по углам.

Она имела форму неправильного пятиугольника. Федор Конь, знаменитый русский зодчий, проектировал стены обители и сторожевые башни. Невероятная толщина стен – 2 м и высота – 7,5 м делают их неприступной преградой противнику.

Царским повелением община получила усиленную вооруженную охрану, пушки, ружья и боеприпасы. В стенах святой общины ополченцы, предводительствуемые князем Дмитрием Пожарским, принимали присягу верности Отечеству.

В XVII веке община пополнила свою сокровищницу нерукотворным образом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поклониться чудотворной иконе приходили самые высокие особы. Тогда обитель служила приютом сирым и убогим, была местом отправления таинства православных служб.

Вместе с этим в монастыре находился печально знаменитый застенок, в котором томились еретики, опаснейшие преступники, убийцы и мятежники. Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит, старший клирик Троице-Сергиевой Лавры, обвиненный в ереси по ложному доносу, принял мучительную и позорную смерть в подвале Новоспасской обители. Перед смертью его пытали, морили голодом.

К концу XVII столетия Новоспасский монастырь насчитывал в собственности 2257 дворов, крепостных душ — 14 тысяч человек. Он входил в число самых богатых монастырей в Москве.

В 1717 году Петр I Алексеевич, великий первый император всероссийский, в знак почитания усыпальницы своих предков, распорядился отлить для общины тысячепудовый колокол. К сожалению, царский колокол разбили французы, когда в 1812 году монашеская обитель подверглась осквернению, разграблению и разрушению солдатами наполеоновской армии.

Екатерина II Алексеевна, прозванная Великой, в 1764 году распорядилась произвести конфискацию церковного имущества, в результате чего община лишилась большей части поместий. В 1770-м Московию поразила страшная эпидемия чумы, пришедшая из Европы. В монастыре был размещен карантин, спасший жизни сотням москвичей.

В 1918 году большевики стали проводить жесткую антирелигиозную политику, закрывать монастыри, запрещать отправление религиозных служб. Новоспасская монашеская братия нашла пристанище при Никольском храме. Там сохранилась чудотворная икона Нерукотворного образа Спасителя Иисуса.

Монастырский некрополь был снесен, в царской усыпальнице разместились вначале женская тюрьма, позже — исправительно-трудовое закрытое учреждение для государственных преступников и уголовников. Расстреливали узников в подвале церкви святителя Николая, трупы зарывали в общей яме под монастырской стеной.

В 1935 году НКВД получил монастырь в свое распоряжение. В соборе разместился огромный архив НКВД, в церкви святого Николая-угодника устроили склад конфискованных товаров и хранилище овощей. Братские кельи были отданы под жилые комнаты и рабочие кабинеты сотрудников НКВД. В церкви Знамения Богоматери до 1968 года располагался женский вытрезвитель.

С 1968 года в монастырь переехали мастерские по реставрации мебели и антикварных предметов и мебельная фабрика. В распоряжение Московской патриархии РПЦ монастырь вернулся в конце 1990 года. Богослужения стали проводиться, начиная с марта 1991 года. Медленно, но неуклонно в монастыре возрождался строгий, размеренный и благочинный монашеский быт.

Архитектура

Новоспасский монастырь в Москве представляет собой замечательный историко-архитектурный ансамбль. Сложная гамма чувств рождается при попадании в это место. Восхищение красотой собора, храмов смешивается с чувством удивительного умиротворения и покоя. Все мирское теряет здесь свою силу и значимость. Возникает непередаваемое ощущение сопричастности к великой тайне бытия.

Главные ворота на территорию обители (сегодня они закрыты) находятся под невероятно красивой, стрелой устремленной ввысь, колокольней. Высота её до макушки купола — 80,41 м, выше неё только 81-метровая колокольня-церковь «Иван Великий». Во втором из четырех ярусов Новоспасской колокольни расположилась церковь святого чудотворца Сергия Радонежского.

Над верхним ярусом издалека видны знаменитые Новоспасские часы. Мелодичный бой их через каждые полчаса оглашает окрестности. Проектировал Новоспасскую колокольню и руководил строительством в период с 1759 по 1785 гг. зодчий Иван Жеребцов. Величественная, гордая и удивительно стройная, будто парящая в синем небе, она является главным украшением монастыря.

Последний ярус колокольни достраивался уже после смерти Жеребцова. Его останки покоятся в основании колокольни. Снаружи у основания колокольни, на временной звоннице, находится огромный 16-тонный «Романовский» колокол, отлитый в честь 400-летия царствующего дома Романовых.

Собор Спасо-Преображения Господня, третий по величине после Храма Христа Спасителя и Успенского кремлевского собора – гордость Новоспасской обители. Величественный Спаса Преображения четырехстолпный, пятикумпольный и трехапсидный собор воздвигнут за 4 года, с 1645 по 1649 гг.

Начал строительство первый государь российский Михаил Федорович Романов, закончил его сын и престолонаследник Алексей. Строгая внешняя простота и величавая монументальность выдают сильное влияние византийской и псковской зодческих школ. Подобно большинству храмов той поры, здание четырехугольное в основании, по церковным канонам.

Четыре массивных четырехгранных столба поддерживают свод здания. Каждая сторона снаружи оформлена тремя апсидами (полусводами). Апсиды разделяют алтарь на три равных части, согласно старинной традиции храмового строительства.

Почти вплотную к собору примыкает трехглавая Покровская церковь, имеющая общий внешний притвор с собором. Построена она была с 1673 по 1675 годы царем Алексеем Михайловичем, прозвищем Тишайший.

На строительство церкви государь пожаловал 5000 рублей, кладка велась государевыми каменщиками. Храм выдержан в русском стиле, венчают его три главы. Своды были выложены большемерным кирпичом и для стяжки впервые на Руси применили железные полосы ( ранее применялись дубовые).

Внутри храма три придела:

  • Главный престол – во имя Богородицы;
  • Правый придел – в честь святого Дмитрия, митрополита Ростовского. Здесь же покоятся его мощи. Стены этого придела расписаны изображениями святых;
  • Левая пареклесия (придел) посвящена святой страстотерпице Варваре. Здесь на стенах изображены преподобные мученицы и святые девы.

Знаменский храм вплотную к собору примыкает с северо-запада. Церковь возведена Михаилом Федоровичем в почитание иконописного образа «Знамение Богоматери», семейной реликвии царской династии. В 1791-м церковь Знамения пресвятой Богородицы была демонтирована, ввиду её ветхости.

Сенатор и обер-камергер граф Шереметев на её месте выстроил каменный двухэтажный храм. Он представляет собой замечательный памятник зрелого русского классицизма, для которого характерны четкие и спокойные пропорции, гармония и простота форм. Задумывался храм как семейная усыпальница.

Строился он архитектором Е.С. Назаровым долго, 4 года. Кроме Шереметевых, в усыпальнице похоронены останки князей Черкасских, Ситских, Ярославских и других. Богослужения проводились на верхних хорах, а нижний подклет служил усыпальницей.

Корпус братских келий

Корпус братских келий вдоль восточной стены монастырского подворья замыкается маленьким однокумпольным Никольским храмом. Построен он был на средства князя Якова Черкасского в 1652 году и с самого начала служил монастырской больницей. Печально известные застенки, где содержались опаснейшие еретики, государственные и уголовные преступники, находились в его подвале.

Храм Николая Чудотворца в Новоспасском монастыре

Богослужения в храме Николая угодника проводились вплоть до 1926 года, в те годы здесь располагалась приходская полулегальная община Преображения Господня. Этому способствовало то, что с улицы церковь имела отдельный вход.

Усыпальница царской династии Романовых приютилась внутри фундамента собора Спаса Преображения. В ней покоятся останки более 70 членов династии Романовых-Захарьевых и их близких. Кроме того, в усыпальнице хоронили знатных бояр, настоятелей монастыря, иерархов РПЦ.

Последним в усыпальнице захоронен прах великого князя, дяди Николая II, Сергея Александровича Романова. Прах московского генерал-губернатора в 1995 году с подобающими почестями перевезли в монастырь.

Тяжкие испытания, выпавшие на долю обители после революции, не обошли и усыпальницу. Большая часть надгробий были разрушены, могилы разворочены и осквернены. Только в конце 1990-х усыпальница была полностью восстановлена и приобрела настоящий вид.

Рядом с некрополем находится крошечный храм святого преподобного Романа Сладкопевца. Образован он в 1902 году, является самым «молодым» из храмов монастыря. Преподобный Роман Сладкопевец, святой, живший в Константинополе в VI веке, прославившийся сочинительством молитв и псалмов, особенно почитался царской семьей.

Внутреннее убранство монастыря

Внутренняя высота храма от пола до купола составляет 36 метров. Пол храма выложен массивными чугунными плитами. Красочная узорчатость и причудливость архитектурных деталей внутреннего убранства собора, идущие из русской древности, контрастируют с внешней строгой торжественностью.

Внешне собор очень похож на Успенский собор в Московском Кремле. Росписью храма в 1689 году занимался приглашенный из Костромы знаменитый мастер иконописи и росписи фресок Гурий Никитин. В росписи сводов галереи монастыря есть генеалогическое древо Рюриковичей-Романовых.

Этот род подарил Вселенской Церкви 63 святых. Все цари на этом древе изображены в полный человеческий рост. Еще очень показательно и совершенно необычно для православных храмов то, что паперть украшают изображения десяти античных философов (в их числе Аристотель, Платон и Гомер).

Величественный пятиярусный иконостас устроен по древнерусской церковной традиции. Сам иконостас установлен не так давно, взамен старинного, разрушенного в лихие времена богоборчества. Иконы в нем все древние, посреди него – Христос спаситель в образе Вечного архиерея.

Святыни Новоспасского монастыря

Новоспасский монастырь в Москве – хранилище бесценных православных святынь.

В общем мощевике-ковчеге хранятся:

  • Кусочек ризы Иисуса;
  • Щепка от Распятия Спасителя;
  • Кусочек ризы приснодевы Марии;
  • Частички благодатных мощей вселенских и особопочитаемых русских святых – мучеников: Иоанна Златоуста, Пантелеимона, Серафима Саровского.

Мощи святых праведников Киево-Печерской лавры покоятся в отдельном мощевике. Пояс святого чудотворца Иоанна Кронштадского тоже хранится в монастырской сокровищнице.

Прихожане сразу устремляются в боковую галерею собора, где находится точный список с чудотворного образа Богородицы Девы Марии «Всецарица» (Пантанасса, греч.).

Горячие, искренние, слезные молитвы к ней часто чудесным образом излечивают неизлечимых онкобольных. Каждодневно перед иконой читается акафист, служатся молебны, в ходе службы совершается таинство освящения масла и воды, которые затем раздаются всем страждущим.

Чудотворная икона Спаса нерукотворного — важнейшая, особо почитаемая святыня обители. Её перевезли в обитель из Вятки (бывший Хлынов) по распоряжению Патриарха. Каждый день перед фреской с изображением Страшного суда свершается великое таинство исповеди.

Что есть на территории православного комплекса?

Внутреннее устройство обители хорошо видно на приведенной план-схеме (она расположена перед входом в монастырь):

Раньше вход в монастырь был через ворота под колокольней, сегодня войти в монастырь можно через боковые ворота, обозначенные на плане под номером 17. Там же расположена иконная лавка.

Территория монастыря совсем небольшая, но удивительно уютная и очень ухоженная. Кроме храмов, в обители находятся:

  • маленькая часовня, возведенная в честь 300-летия дома Романовых в 1913 году;
  • три двухэтажных корпуса с монашескими братскими кельями;
  • настоятельский корпус;
  • одноэтажное здание свечной мастерской;
  • памятник знаменитому русскому иконописцу Андрею Рублеву (рядом с настоятельским корпусом);
  • хозяйственный дворик;
  • трапезная (одностолпная палата, примыкающая к Покровской Церкви);
  • лавочки с церковными товарами и сувенирами;
  • туалеты.

Каменная стена с бойницами и 5-ю башнями вокруг монастыря была возведена с 1640 г. по 1642 г. архитектором, известным строителем крепостных сооружений, Федором Конем. Для строительства из вологодской Белозерской обители были привезены опытные каменотесы и укладчики.

До революции вокруг храмов в пределах монастырских стен было кладбище, здесь хоронили богатых и влиятельных русских дворян, купцов, церковных служителей. В 1927 году Московский городской совет распорядился могильник снести. Богатые надгробья распродавались как стройматериал, по 20-30 рублей за штуку.

От богатого когда-то некрополя уцелели лишь две часовни. Первая – рядом с алтарем собора, была приспособлена под жилье для служителей храма. И вторая, на месте погребения страстотерпицы монахини Досифеи – близ восточной стены, позже она была приспособлена под хозяйственный блок.

Сегодня на месте некрополя разбит прекрасный сад, являющейся научной площадкой ботанического сада. Он славится самым большим в Москве, роскошным розарием. И еще в этом саду собирают урожай лучших сортов абрикосов. На расстрельном месте в память о тех страшных событиях выстроен Итальянский дворик.

Экскурсии по обители

Новоспасский монастырь в Москве всегда привлекал сотни прихожан, туристов и паломников. В обитель приходят поклониться и помолиться святым чудотворным иконам, прикоснуться к древним историческим святыням. Тишина и умиротворение, царящие в монашеской обители, настраивают на необыкновенно светлое и приподнятое настроение, душа очищается от мирской суеты, от всего наносного и негативного.

Предлагаются следующие экскурсии:

  • обзорная экскурсия по монастырю;
  • Романовы и Новоспасский мужской монастырь;
  • Храм преподобного благочестивого Романа Сладкопевца;

Во время обзорной экскурсии для новоначальных (впервые посетивших святилище) объясняются правила поведения. В скорбной усыпальнице представлены музейные экспозиции.

Они знакомят прихожан с долгой и трудной историей обители. Они рассказывают подробности яркой жизни и трагической гибели от рук бомбистов холодным февралем 1905 года родного дяди последнего русского императора — Сергея Александровича, великого сиятельного князя, человека сложного и неординарного.

Рекомендуется сделать пожертвование 50 рублей или больше. Но пожертвование добровольное. Уникальные экспонаты музея, созданного в 2011 году, знакомят прихожан с историей обители, с жизнью знаменитых бояр и святых, захороненных в усыпальнице.

Особое внимание уделяется жизни и трагической гибели великого князя С.А. Романова. Здесь выставлены личные вещи губернатора, главная реликвия среди которых – его личный Георгиевский крест. Вход в музей свободный.

В монастыре работает паломническая служба «Новоспасский паломник», организующая интереснейшие экскурсии и поездки по Романовским местам, знакомящая паломников с историей царственной династии. Записаться на экскурсию можно по телефону: +7 (495) 676-40-98, или в корпусе наместника.

Деятельность прихода

В монастыре постоянно ведется общественно-просветительская деятельность. Часто проводятся симпозиумы, монастырская община сотрудничает со множеством музеев и научных сообществ. Работает издательство, выпускающее религиозную литературу и периодические учебно-просветительские издания.

Монастырь имеет свой сайт, постоянно обновляемый и дополняемый. При обители организована воскресная школа на 7 возрастных групп, действующая уже более двадцати лет. Действует церковно-певческая школа для мальчиков.

Действуют два гуманитарных пункта сбора и выдачи одежды и обуви. Малоимущие и обездоленные, имеющие жилье в Москве, могут обратиться каждый будний день, кроме вторника, с 9 ч. до 17 ч. и в субботу с 2-х до 18 ч. Бездомные должны подойти к западной пристройке к монастырю со стороны Западного пруда.

Проходит ежегодная благотворительная Рождественская ярмарка. Знаменитый Новоспасский мужской хор, созданный в июле 1991 года, поистине – визитная карточка монастыря. Голосом русского монашества называют хор поклонники в разных странах, где его выступления сопровождаются оглушительным успехом.

Престольные праздники

  • Главный храмовый престольный праздник – Преображение Спасителя, празднуется 19 августа по григорианскому календарю. Православной церковью почитается в числе двунадесятых праздников.
  • 31 августа – праздничное (хвалебное) великое богослужение в почитание иконы Матери Божьей пресвятой девы Марии «Всецарица» (Пантанасса).
  • 14 октября – Празднование Святого Покрова Заступницы нашей Богородицы. Этим же днем проводится служба в честь божественного сочинителя молитв и псалмов Романа Сладкопевца, любимого заступника небесного династии Романовых.
  • 10 декабря – праздничное богослужение в почитание иконы Матери Божьей «Знамение». Это главный храмовый праздник Знаменской церкви.

Господь говорил, что не здоровые, но больные имеют нужду во враче. В Новоспасский ставропигиальный монастырь редко кто приходит из праздного любопытства. В Москве немало святых, намоленных мест, где душа очищается от скорби и наполняется благодатью.

Люди несут сюда свои болезни, горести, тяжкий груз вины и обиды. И приходящий с искренней верой и нуждой в помощи обязательно получает ее – в виде облегчения, укрепления душевных сил, а часто и физического исцеления.

Оформление статьи: Владимир Великий

История Новоспасского мужского монастыря

XIII век

История основания монастыря уходит корнями в XIII век, когда князь московский Даниил решил основать храм в честь Спаса Всемилостивого. Первоначально он был заложен на месте расположения теперешнего Данилова монастыря, на землях Кремля. А позже Иваном Калитой, сыном Даниила, перенесён на территорию Боровицкого холма и отстроен из первоначально деревянного в каменный.

Названа была обитель в те времена Спасской. Монастырь стал центром духовной жизни всей Москвы. На территории монастыря, наряду с другими специально построенными зданиями, успешно функционировал приют для бедных, снабжавший их едой и кровом.

Во времена Ивана III рядом с обителью шло постепенное замещение множества деревянных построек, их место занимали каменные палаты и дворцы. И монастырь являлся очевидной помехой для подобных нововведений, ведь места для строительства было уже недостаточно.

По этой причине и было задумано перенести обитель в другое место. История гласит, что инициатором подобного решения стала Софья Палеолог, супруга Ивана III. Примерная дата переноса – около 1490 года.

XV век

Новым местом был избран Крутицкий холм недалеко от реки, где монастырь расположен и поныне, получив название Новоспасского. С 1491 по 1496 г. по инициативе Ивана III и под патронажем архимандрита Никона был построен храм Преображения Господня. А задуман и выстроен он был по аналогу Успенского Собора, находившегося на территории Кремля.

Храм Преображения Господня

Новоспасский монастырь в этот период являл собой значимое место для рода Романовых, будущих правителей Российской державы. При их попечительстве в храме монастыря проводились богослужения, территория украшалась и благоустраивалась, а под монастырскими сводами обретали упокоение целые поколения семей бояр Романовых.

В соборной усыпальнице покоится прах самого родоначальника царской династии – боярина Захарьина Романа Юрьевича. Также там представлены захоронения представителей других именитых родов.

Во времена правления Ивана Грозного монастырь временно утрачивает своё основное предназначение и превращается в подобие крепости для отражения вражеских атак от стен столицы.

XVII век

В обитель в середине века по указу царя переносится из Вятской губернии икона Нерукотворного Образа Спасителя. Она и была главной монастырской святыней на протяжении многих столетий.

Храм святителя Николая Чудотворца

В годы правления Михаила Романова в 1640-х годах на территории монастыря появляется множество новых построек, в числе которых храм святителя Николая Чудотворца и церковь Знамения Богородицы.

Церковь Знамения Богородицы

Во времена смуты обитель использовалась как место заключения инакомыслящих и преступников.

XVIII век

Окончание правления Петра I. Обитель приходит в упадок, её одолевают пожары и разрушения. А с приходом Екатерины II конфискуются земли большей части обители.

XX век

Новоспасский монастырь в 1918 г. закрыт, а его здания отведены под женскую тюрьму, а впоследствии и под концлагерь для опасных преступников и политических заключённых.

Незадолго до войны некрополь святыни разрушили, а монастырь стал архивом НКВД. Также там были размещены склады и даже жилые помещения.

Обитель осквернялась долгие годы, перестав соответствовать своему статусу и предназначению. Решению окончательно её уничтожить помешала Великая Отечественная Война.

Но в 1990 году Новоспасский мужской монастырь вернулся под покровительство Московской Патриархии.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *