Музей на набережной бранли

Музей на набережной Бранли

Этнографический музей на набережной Бранли (Le musée du quai Branly) стал знаменит уже на стадии обсуждения проекта, настолько свежей и оригинальной была предложенная для его реализации концепция.

От идеи до открытия

Первым высказал мысль о создании этнографического музея нового типа в 1996 г. президент Франции Ж. Ширак. По его словам главной целью нового учреждения науки и культуры должно стать улучшение отношений с неевропейским миром. Концепция музея подразумевает, что собранные здесь экспонаты должны предстать перед посетителями в максимально приближенным к реальным условиям их использования, для чего применяются наиболее совершенные технические средства визуализации обстановки, идентичной месту их создания и бытования.

Время реализации проекта заняло целое десятилетие, в течение которого не утихали споры о целесообразности создания музея, комплектовании коллекции и сохранении исторического облика центра Парижа. Лишь после достижения конценсуса пришло время реализации разработанного архитектором Ж. Нувелем проекта. Открытие музея состоялось в присутствии генсека ООН К. Анана в начале лета 2006 года.

Архитектура музея и организация экспозиционного пространства

Здание имеет простую геометрическую форму, напоминающую вытянутую коробку длиной 220 метров с немного усечёнными углами. Над поверхностью земли её поддерживают 26 опор, расположенных в ассиметричном порядке. Главный вход в музей ведёт в просторное фойе, из которого посетители под тихий рокот тамтамов, бубнов и других ударных инструментов по широкой лестнице поднимаются к началу осмотра экспозиции.

В музее на набережной Бранли нет привычной анфилады залов, или длинных переходов между ними. Все 5 000 м2 экспозиционной площади можно окинуть одним взглядом. Огромный зал длиной 200 м и шириной от 20 до 35 м разделяет по центру лишь змеящийся диван-перегородка биоморфной формы.

Из более 300 тыс. собранных в фондах музея артефактов, одновременно доступно для обозрения не более 3, 5 тыс. экспонатов. Главный принцип, принятый за основу построения экспозиции – географическое зонирование Земли. Все экспонаты музея представлены в пяти разделах, отражающих своеобразие истории и культуры народов Южной и Северной Америки, Африки, Азии, Австралии и Океании. Все экспонаты нарочито лишены комментариев, а границы между разделами экспозиции можно определить разве что по цвету пола, символизирующего каждый континент.

Внутри разделов экспонаты сгруппированы по хронологическому порядку, но не меньшее значение имеют ассоциативные связи между предметами. В целом, не один из принципов построения экспозиции не является сквозным и очевидно, что кураторы музея делают акцент не на традиционный системный поход, а на эмоциональное восприятие, провоцируя культурный шок.

В постоянной экспозиции музея реально одновременно разместить не более 1% экспонатов из того многообразия, что хранится в музейных фондах. С многочисленными фотографиями, аудио- и видеоматериалами можно ознакомиться в оборудованных по последнему слову техники медиатеках музея. Прочие объекты демонстрируются в рамках тематических выставок, график которых составлен на 12 лет вперёд.

В 2016 году значительную часть выставочного пространства заняла экспозиция «Белый человек, чёрный человек», в которой раскрываются аспекты взаимовлияние африканского и европейского искусства в ХХ в. Одновременно с ней предоставляется возможность посетить организованную к 10-летнему юбилею музея выставку «Жак Ширак и диалог культур». Посредством нескольких сотен картин, документов и экспонатов из стран Азии и Латинской Америки в ней воссоздан культурный портрет бывшего президента Франции.

Особой, совершенно ни на что не похожей экспозицией музея на набережной Бранли стал его главный фасад. Очень непривычно видеть покрытые густой растительностью стены современного здания в большом городе.

На создание этого современного чуда дизайнер и ботаник с мировым именем П. Блан потратил около 10 лет. В течение этого времени он проводил полевые исследования в горах Тайланда и Малайзии, изучая природные природные сообщества растений и занимался кропотливыми лабораторными исследованиями в Национальном Центре научных исследований.

Разработанная им технология основана на применении полотна двухслойного полиамида с прокладкой из вспененного ПВХ, закреплённого на вертикальной металлической обрешетке. Необходимые для роста растений питательные вещества подаются к корням через систему капельного орошения. Общая нагрузка на конструкцию не превышает 30 кг на 1 м2.

В живом полотне, окутывающем фасад, использована 15 000 экземляров 150 видов трав, мхов, папоротников и даже кустарников. Тщательно подобранные по цвету для инсталляции гейхеры, плющи, жимолость, герани, шалфеи и другие растения создают оригинальные, завораживающие глаза узоры различных зелёных тонов с добавлением вкраплений коричневого, желтого и красного цветов. Эти невероятная стена из живых растений вряд ли может когда-нибудь стереться из памяти.

Как добраться

Если идти по левой стороне Сены рядом с Эйфелевой башней, у Лувра и Токийского Дворца можно заметить сооружение, мимо которого нельзя пройти. От земли и до крыши оно покрыто тропическими лианами и яркими экзотическими растениями. Вертикальный сад украшение музея, сделавшее его главной достопримечательностью набережной.

Сам же музей на набережной Бранли в Париже представляет собой этнографическое, культурное наследие нового типа, центр изучения забытых цивилизаций, место, где проводят общественные мероприятия.

Коллекция музея

В его основу легла коллекция Национального музея Африки и Океании, а также бывшего Музея Человека. Сейчас в нем собрано 300 тысяч объектов искусства. Строение похоже на коробку, нависающую над настоящим лесом. По замыслу архитектора это и есть среда существования предметов, находящихся в нем.

В самом здании нет отдельных залов. Отображая неразрывность и единство мировых цивилизаций, экспозиции разных стран и континентов сливаются и плавно переходят из одной в другую. Из динамиков слышится рокот тамтамов, бубнов и других музыкальных инструментов, также представленных в музее.

Стены украшены фресками, сделанными австралийскими аборигенами, и занавесками японского дизайнера Иссеи Мияке. Символом музея считается полихромная женская статуэтка «Ла-Чупикуаро», высотой 31 см, сделанная из обожженной глины и представляющая доколумбову эпоху.

Самым большим экспонатом считается красное каменное сооружение вулканического происхождения в виде лиры, камень для которого был доставлен из Сенегала. Высотой 240 см и 160 см шириной, весом более 6 тонн он был установлен до создания крыши. Расположен он в отделе искусства народов Африки и соседствует с деревянной статуей догонов из Мали XI-XII века.

Еще одной достопримечательностью, собирающей многочисленные экскурсии, является «Парижский череп». Принадлежащий цивилизации ацтеков, он вырезан из целого куска хрусталя и весит 2,5 кг.

К уже существующим предметам добавился подарок швейцарских коллекционеров: единственное в мире достояние этнических драгоценностей и украшений азиатских стран. На протяжении всего времени задействовано всего 3500 экспонатов. Остальные участвуют в тематических показах, время выхода которых запланировано на 12 лет.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *