Музей гоголя в Москве

Дом Гоголя

У этого термина существуют и другие значения, см. Музей Гоголя.

Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека

Усадьба графа Александра Толстого, 2010-е годы

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771420975460006 (ЕГРОКН)
Дата основания 1974
Реорганизован 2009
Местонахождение Россия, Москва, Никитский бульвар, 7а
Директор Вера Павловна Викулова
Сайт domgogolya.ru

Дом Гоголя (официальное название Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека) — государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы, посвящён писателю Николаю Гоголю. Расположен в бывшей усадьбе графа Александра Толстого по адресу Никитский бульвар, 7а, где писатель прожил четыре года — с 1848 до своей смерти в 1852-м. На начало 2018 года музей является единственным центром памяти Гоголя в России.

Музейная экспозиция состоит из шести мемориальных комнат, расположенных на первом этаже здания. В хранении научной библиотеки находятся более 300 томов прижизненных и более поздних изданий Николая Гоголя. Ежегодно проводится научная конференция «Гоголевские чтения», концерты и художественные выставки. С 2014 года в рамках мемориального центра функционирует арт-пространство «Новое крыло».

История

Дом Гоголя в 1900-х годахПортрет графа Александра Толстого, 1840-е годыПортрет Николая Гоголя кисти художника Александра Иванова, 1940- годы

Здание до Гоголя

История здания прослеживается с XVII века, когда на участке, принадлежавшем сотнику Ивану Бутурлину, были построены первые каменные палаты. Впоследствии зданием владели семья Алексея Плохово, а также жена тайного советника Мария Салтыкова. В 1802 году под её руководством был составлен план постройки, объединяющий отдельно стоящие палаты здания. Современные формы придал усадьбе следующий владелец имения — коллежский асессор Дмитрий Болтин, увеличив в 1809 году её длину с 14 до 22 саженей. Во время пожара 1812 года были уничтожены все деревянные постройки во дворе участка, а каменное строение сильно пострадало. К 1822 году усадьба была перестроена новым владельцем генерал-майором Александром Талызиным, который увеличил размеры участка и видоизменил фасады. Николай Гоголь въехал в усадьбу в 1848-м по приглашению новых владельцев — графов Александра и Анны Толстых. Ему отвели две комнаты в нижнем этаже дома, где писатель прожил до своей смерти в 1852 году.

Жизнь писателя в Москве

Николай Гоголь впервые посетил Москву в июне 1832 года. Благодаря знакомству с историком Михаилом Погодиным он был введён в круг литераторов и стал бывать в гостях у Сергея Аксакова, Михаила Щепкина, Петра Киреевского, Алексея Хомякова, Александра Черткова, Василия Боткина и других. В период с 1832 по 1848 год Гоголь неоднократно посещал Москву, останавливаясь у Сергея Шевырёва и Михаила Погодина, ссора с которым в 1848 году и послужила поводом для принятия приглашения графа Толстого поселиться в доме на Никитском бульваре. В этой усадьбе писатель продолжил работать над вторым томом «Мёртвых душ», рукопись которого он сжег за несколько дней до своей смерти. Известно, что в гости к Гоголю приходили Иван Тургенев, Михаил Погодин, Сергей Аксаков, Михаил Щепкин, Александра Смирнова-Россет, Степан Шевырёв.

Первая вся устлана зеленым ковром, с двумя диванами по двум стенам (1-й от двери налево, а 2-й за ним, по другой стене); прямо печка с топкой, заставленной богатой гардинкой зеленой тафты (или материи) в рамке; рядом дверь у самого угла к наружной стене, ведущая в другую комнату, кажется, спальню, судя по ширмам в ней, на левой руке; в комнате, служащей приемной, сейчас описанной, от наружной стены поставлен стол, покрытый зеленым сукном, поперек входа к следующей комнате (спальне), а перед первым диваном тоже такой же стол. Писатель Осип Бодянский

Создание музея

В 1923 году по инициативе Надежды Крупской была организована библиотека Наркомпроса, сначала она получила название Городская библиотека № 130, а в 1961-м — получила № 2. В 1966 году по указу исполкома Моссовета здание на Никитском бульваре было передано Городской библиотеке № 2. С 1976 по 1977 год в здание на шёл ремонт. Через два года после его окончания на первом этаже музея открылись мемориальные комнаты Николая Гоголя, обстановку которых воссоздали по воспоминаниям современников, а в 1979 году — Городская библиотека № 2 была переименована в Библиотеку имени Гоголя. В фонде библиотеки хранится большая коллекция партитур русских и советских композиторов, более трёхсот томов собраний сочинений прижизненных и посмертных изданий Гоголя, коллекция научных трудов по биографии и научному наследию писателя. Библиотека также занимается литературным краеведением.

Экспозиция музея расположена в шести комнатах первого этажа. По замыслу организаторов, в каждой комнате есть символическая инсталляция в виде «ведущего» предмета. В прихожей акцент сделан на сундук, символизирующий частые путешествия Гоголя и его временное пребывание в Москве. В гостиной центральным объектом является камин, который связывается с сожжением второго тома «Мёртвых душ». В кабинете Гоголя стоит кресло, представляющее первое прочтение Гоголем пьесы «Ревизор» перед приглашенными литераторами, а в «Комнате памяти» хранится посмертная маска писателя.

Основной проблемой организации экспозиции стало отсутствие мемориальных вещей Гоголя. В связи с этим, большое количество экспонатов были взяты из коллекций близких друзей писателя: диван Александра Островского, стол Михаила Погодина, фаянсовая чернильница — дар художника Элия Билютина — была привезена из Кибинец, где Гоголь проводил время со своей матерью. По экспозициям доступен виртуальный тур.

Ведущий исследователь жизни и творчества Гоголя Игорь Золотусский считает, что «театр вещей», открытый в комнатах Гоголя, является «позорным осмеянием памяти писателя», так как Гоголь пережил в этих стенах дома многие трудности: написание и сожжение второго тома «Мёртвых душ», отказ семьи Виельегорских в сватовстве к их дочери, смерть писателя. По мнению Золотусского, организаторы экспозиции не смогли передать религиозные взгляды Гоголя:

«Душа Гоголя запрятана», как объясняют те, кто это придумал, «в сундук Пандоры». Сундук стоит на колесах, как бы изображая, с одной стороны, вместилище души писателя, а с другой — бричку Чичикова. Гоголь был человек религиозный, искренне верующий, а его заткнули в языческий постмодернистский ящик! Еще там есть лазерное шоу. Механизм, который «отражает тени умерших, когда-то посещавших этот дом, возле камина, где Гоголь сжег второй том». Он сжег второй том не в камине, а в печке с топкой, как пишут люди, знавшие его!

Ирина Монахова также считает, что использование лазерных технологий не должно использоваться в музейной экспозиции посвящённой жизни Гоголя.

Вопрос реставрации здания после ремонта затрагивают Савва Ямщиков и Нина Молева: «Музея по-прежнему нет. Есть мемориальные комнаты при городской библиотеке имени Гоголя. Ещё 20 лет назад мы с Игорем Золотусским говорили о необходимости открытия музея. И предлагали библиотеку переместить в соседнее помещение, а все правое крыло дома отдать музею. Но этого не сделали до сих пор. А то, что открыли в мемориальных комнатах Гоголя, я называю помесью Диснейленда с антикварным магазином на Рублевке. Одни зеркала чего стоят…» Молева также утверждает, что строительные работы, проводимые с 2001 по 2009 год, привели к искажению исторического облика здания.

Во дворе усадьбы установлен памятник Николаю Гоголю, созданный Николаем Андреевым к 100-летию со дня рождения писателя. По другую сторону Арбатской площади (которая в 1919 году называлась Гоголевской) находится ещё один памятник писателю работы скульптура Николая Томского, который также был выполнен к 100-летию.

Современность

В настоящее время в состав «Дома Гоголя» входит библиотека, мемориальный музей, арт-пространство «Новое Крыло» и выставочный зал. Реорганизация здания для формирования объединённого мемориального центра началась в 2001 году. В марте 2009 года был открыт «Дом Гоголя» как пространство, совмещающее «комплексное библиотечно-информационное и музейное обслуживание». Читальный зал библиотеки оборудован компьютерами и доступом к интернету, а в зале регулярно проводятся публичные встречи с деятелями культуры. В 2009 году, к 200-летию со дня рождения писателя, была открыта расширенная экспозиция. На начало 2018 года «Дом Гоголя» является единственным музеем в России посвящённым жизни писателя.

С 2014 года в бывшем каретном сарае усадьбы функционирует арт-пространство «Новое Крыло», в котором выставляются работы разных жанров искусства. Первые две выставки «#Авторжжёт» и «Идентичное натуральному» были посвящены символическому перемещению художественного мира Гоголя в реальный.

«Дом Гоголя» стремится сохранить «культурную память» о писателе. В центре проходят лекции по искусству и литературе, художественные спектакли и концерты, также работает детская студия. Каждый год в доме писателя проходит международная научная конференция «Гоголевские чтения».

В 2017 году в театрально-музыкальной гостиной «Дома Гоголя» открылся кинолекторий «Без ума от музыки», где еженедельно читались лекции по американскому кино 1930—1940-х годов. В том же году состоялся концерт музыкантов оркестра «Новая Опера» с программой инструментальной и вокальной музыки XVII—XIX веков и кинолекторий, посвящённый фильму Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». 2018 год начался со спектакля «Мёртвые Души», организованного совместно с театральным объединением «МАР-Т», музыкальной сказки «Сокровища старого сундука» и постановок спектаклей вместе с Греческим культурным центром.

Примечания

  1. 1 2 3 Акимова, 2014, с. 3.
  2. Музей Н.В. Гоголя. Дом Н.В. Гоголя. Мемориальный музей и научная библиотека. Проверено 27 февраля 2018.
  3. 1 2 3 Книжкины Посиделки. Аргументы и Факты (20 октября 2004). Проверено 27 февраля 2018.
  4. 1 2 Ксения Кулясова. В «Доме Гоголя» — «Новое Крыло». Новая Газета (17 ноября 2014). Проверено 1 марта 2018.
  5. 1 2 3 4 Викулова В. Московский «Дом Гоголя»: прошлое, настоящее и будущее. «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека». Проверено 1 марта 2018.
  6. Молева, 2008, с. 25.
  7. Молева, 2008, с. 172—173.
  8. Викулова В. История музея. Дом Гоголя. «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека». Проверено 23 февраля 2018.
  9. 1 2 3 4 Наталья Суворова. планета гоголя: к 200-летию писателя открылся дом-музей н.в. гоголя.. Частный Корреспондент (30 марта 2009). Проверено 23 февраля 2018.
  10. 1 2 3 Дом Н.В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека.. Культура.РФ. Проверено 18 февраля 2018.
  11. Гиппиус, 2014, с. 371.
  12. История дома. Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека. Проверено 1 марта 2018.
  13. Маркова, 2009, с. 89.
  14. 1 2 Дом Н.В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека. РЕВИЗОР. Проверено 1 марта 2018.
  15. Молева, 2008, с. 271, 280.
  16. Музей Н.В. Гоголя. «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека». Проверено 1 марта 2018.
  17. Канноне, 2009, с. 105.
  18. Монахова И. Вишневый сад Гоголя. Журнальный Зал. Проверено 1 марта 2018.
  19. 1 2 Катаева Н. Оценит ли классик стеклопакеты?. Союзное Вече (1 апреля 2009). Проверено 1 марта 2018.
  20. 1 2 Молева, 2008, с. 283.
  21. 1 2 Памятник Гоголю Николая Андреева вернут на историческое место. АРТГИД (12 марта 2014). Проверено 1 марта 2018.
  22. Поляков Т.П. Последняя тайна Гения, или как Гоголь пришел в Пандемониум; часть первая «Дорога к Храму или Сон музейного сценариста» // Музей. 2009, № 7. С. 9-18.
  23. Поляков Т.П. Последняя тайна Гения, или как Гоголь пришел в Пандемониум; часть вторая «Музейная явь, или Путь в Пандемониум» // Музей. 2009. № 11. С. 11-20.
  24. История библиотеки. Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека. Проверено 1 марта 2018.
  25. Акимова, 2014, с. 8—9.
  26. Дом Гоголя продолжает цикл лекций о «золотом веке» американского музыкального кино. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (10 июля 2017). Проверено 2 марта 2018.
  27. «Новая опера» в Доме Гоголя. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (24 сентября 2017). Проверено 2 марта 2018.
  28. Спектакль «Мёртвые души» в Доме Гоголя. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (3 января 2018). Проверено 2 марта 2018.
  29. «Сокровища старого сундука» в Доме Гоголя. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (3 января 2018). Проверено 2 марта 2018.
  30. Греческие постановки в Доме Гоголя. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (20 февраля 2018). Проверено 2 марта 2018.

Прихожая мемориального дома

Мемориальная экспозиция занимает комнаты первого этажа, часть из которых при жизни Гоголя были предоставлены в его распоряжение. Часть помещений предстают в том качестве, в каком использовались при проживании здесь писателя. Некоторые комнаты переоборудованы в музейные из хозяйских, служивших семейству сенатора Толстого Алексея Петровича.

Прихожая оборудована вешалкой, на которой висят черные плащ и цилиндр. Именно в таком облачении Гоголя представляют многие, привыкшие к образу, запечатленному на множестве скульптурных и живописных изображений. Таким приемом создатели экспозиции музея Гоголя подчеркивают личное присутствие персонажа, которому он посвящен.

Другим значимым предметом в прихожей предстает дорожный чемодан писателя, по размерам и форме больше похожий на объемистый сундук. Это символ более чем десятилетнего периода жизни писателя, проведенного за рубежами России. Европейские странствия и проживание в Италии снабдили Гоголя новыми материалами и сюжетами для его произведений.

Чемодан не размещен так, как обычно располагают подобные предметы, он установлен на символической стеклянной повозке. Композиция ориентирована на создание определенного образа героя – путешественника и творческой личности, не только перевозящего с собой необходимые предметы быта, но и пополняющего свой творческий багаж.

Гостиная дворянского особняка

Оформленная в голубых тонах стен и красноватых оттенках пола и мебели гостиная сенатора Толстого служила всем обитателям дома, но в музейной экспозиции она оформлена предпочтительно вещами, связанными с Гоголем. Здесь писатель принимал своих гостей – как давних друзей Аксакова и Щепкина, так и друзей по литературной работе, рассказывал о своих произведениях и дальнейших планах, знакомился с новыми авторами и их работами.

Гостиная обставлена мягкой мебелью, расставленной вокруг небольшого столика с личными вещами и книгами, с цветным ковром под ногами. Ниже иконы в красном углу на стенах развешаны картины и гравюры с видами тех мест, где побывал Гоголь во время своих путешествий и заграничного проживания.

Одним из предметов первостепенного внимания посетителей музея Гоголя является камин в этой гостиной. Причина такого отношения не в уникальности конструкции или внешнего вида, а в роли этого отопительного устройства в истории литературы. Именно в этой топке Гоголь за декаду до своей кончины сжег черновики произведений, среди которых предположительно был и второй том Мертвых душ.

Однако что именно было здесь предано огню, доподлинно неизвестно, и вряд ли когда-либо прояснится. Найденные после смерти писателя разрозненные фрагменты самого значительного произведения Гоголя позволили воссоздать содержание и издать этот шедевр мировой литературы.

Кабинет Гоголя, он же спальня писателя

Рабочий кабинет Гоголя в мемориальном доме обставлен необходимой для работы и отдыха мебелью темных тонов, стены здесь тоже зеленого цвета, но гораздо бледнее. Слева расположена раздвижная ширма на ковре, далее письменный стол. Как и в гостиной, столешница покоится на единственной фигурной ножке – видимо, именно такая конструкция особенно нравилась писателю и была удобна для работы. Дополняют меблировку небольшой книжный шкаф и конторка для письма стоя.

Конторка является самым главным экспонатом писательского кабинета, поскольку манера писать стоя была характерна для Гоголя, судя по схожим отзывам многих навещавших его друзей и других современников. На конторке стоит небольшой портрет Пушкина, с которым Гоголь был знаком лично и даже поддерживал дружеские отношения. Более того, есть свидетельства о передаче Пушкиным сюжетов Ревизора и Мертвых душ для их использования Гоголю.

На письменном столе кабинета настольная лампа, книга и рукописи под защитным прозрачным укрытием. Диван и два стула расположены рядом, обивка мебели хорошо подобрана в тон окраске стен, занавесу на дверном проеме и даже абажуру светильника. За столом Гоголь писал, утомившись стоять у конторки.

Здесь же он принимал некоторых посетителей, которым не мог отказать в приеме во время работы. На стене в рамках – графические работы, в которых отмечается отсутствие ярких красок, случайно или в соответствии с предпочтениями хозяина кабинета.

За бросающейся в глаза раздвижной ширмой расположено спальное место Гоголя, предпочитавшего сон непосредственно возле места творческих занятий. Ширма отгораживала от возможных посетителей односпальную кровать, укрытую простенькой накидкой.

Сама кровать выполнена мастерски из массива древесины, украшена виртуозной резьбой по дереву, изображающей растительный узор, подчеркнутый шишками на боковых стойках.

Также за ширмой просматривается изразцовая облицовка отопительной печи, необходимой любящему тепло и не блещущему здоровьем писателю.

Тематический зал комедии Ревизор

Одна из комнат мемориального музея Гоголя посвящена его бессмертной комедии. Оформленное в характерных для театральных залов красных и розовых тонах, с обильными драпировками и таким же образом окрашенной обивкой мебели, помещение служило для встреч с театральными режиссерами и актерами. Острая и обличительная сатира знаменитой комедии произвела большое впечатление на публику, в том числе на посетившего премьеру в Александринском театре Петербурга императора Николая Первого.

Он принял пьесу благожелательно, хотя жесткую критику принял как личную, и повелел всем министрам Кабинета посетить спектакль. Московская премьера проходила в Малом театре с огромным успехом. Удивительно, но до сих пор бессмертная сатира Гоголя остается столь же актуальной, а Ревизор не покидает театральных сцен. Очевидно, что высмеиваемые в пьесе недостатки живы и сегодня.

Самому же Гоголю игра актеров Малого театра не понравилась, и он пригласил исполнителей ролей в приемную хозяина дома, любезно предоставленную графом Толстым. Авторское чтение текста пьесы, озвучивание монологов героев автором Ревизора было бесценным пособием для театральных артистов.

В память об этом событии и о первых исполнителях непростых монологов пьесы оборудован тематический зал музея гоголя, украшенный портретами театральных персон того времени и большим изображением самого автора.

Зал Воплощений

Необычный для мемориальных музеев зал оборудован в бывших служебных помещениях особняка. Руками художников и фантазией сотрудников музея Гоголя создана интерактивная композиция, воплощающая темы и героев произведений писателя, его окружение – родственников, знакомых и друзей.

Здесь представлены как вещественные экспонаты, так и впечатления от гоголевских произведений, навеянные ими картины прошлого и будущего. Соседствуют фантастические картины восприятия литературных сюжетов и реалистические изображения местности и обстановки, в которых развертывались описываемые писателем события.

В этом зале установлены несколько компьютеров, которые содержат в электронном виде сведения о биографии Гоголя и окружавших его людях. В привычном для нового поколения виртуальном выражении – темы и сюжеты произведений, их герои с мыслями и действиями.

У мониторов постоянно скапливаются преимущественно юные посетители музея Гоголя, хотя растет и количество взрослых и даже пожилых. Все больше становится посетителей, охотно использующих современные информационные технологии для более глубокого знакомства с биографией и творчеством литературного классика.

История памятника

Во дворе особняка установлен памятник великому писателю, созданный скульптором Н.А. Андреевым к 100-летнему юбилею со дня рождения Гоголя – в 1909 году. Этот российский и советский ваятель выполнил несколько памятников деятелям искусства, в том числе Островскому, Герцену и Огареву. Неоднократно работал он и над образом Ленина.

Памятник Гоголю, хотя и был дебютом Андреева в монументальной скульптуре, удался ему более всех прочих и заслуженно считается шедевром. Сооружался монумент на собранные пожертвования, медью обеспечил уральский заводчик Демидов. Постамент украшен барельефами героев основных произведений писателя.

Вопреки традициям создания памятных монументов скульптор изобразил великого писателя в непростой, даже трагичной ситуации. Опущенные плечи ссутулившегося писателя выдают его подавленное состояние в период творческих сомнений и душевного кризиса. Как бы озябший Гоголь изображен сидящим и кутающимся в свой просторный плащ .

Памятник, установленный на Гоголевском бульваре, плохо сочетался с идеалами социалистического реализма и не нравился регулярно проезжавшему мимо Сталину . По этим причинам, с одобрения вождя народов монумент убрали сначала к месту первичного захоронения Гоголя в Даниловском монастыре, а затем на постоянное место у музея.

Гоголь и Москва

Гоголь впервые посетил Москву летом 1832 года, вскоре после выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Молодой писатель сразу полюбил этот город, часто сюда возвращался и подолгу гостил у знакомых — литературного критика профессора Московского университета Степана Шевырева и известного издателя, историка и литератора Михаила Погодина.

А позже он обзавелся и постоянным московским жильем. Гоголь вернулся в Россию из паломничества по Святой земле в начале зимы 1848 года и по приглашению графа Александра Толстого и его супруги, с которыми познакомился за границей, обосновался в их усадьбе на Никитском бульваре.

Считается, что именно Толстой стал прототипом генерал-губернатора из сожженного второго тома «Мертвых душ». В юности он был флигель-адъютантом Николая I, позже — гражданским губернатором Твери, военным губернатором Одессы, а последние годы жизни провел в статусе члена Государственного совета. Предками его жены Анны Георгиевны были грузинские цари. Как и муж, она была очень набожна и вела уединенный образ жизни, избегая великосветской суеты.

Толстые отвели Николаю Васильевичу три небольшие комнаты на первом этаже с отдельным входом из сеней: прихожую, гостиную и кабинет, который одновременно являлся спальней. В них писатель прожил последние четыре года своей жизни.

«Здесь за Гоголем ухаживали, как за ребенком, предоставив ему полную свободу во всем. Он не заботился ровно ни о чем. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет. Белье его мылось и укладывалось в комоды невидимыми духами, если только не надевалось на него также невидимыми духами. Кроме многочисленной прислуги дома, служил ему, в его комнатах, собственный его человек из Малороссии, именем Семен, парень очень молодой, смирный и чрезвычайно преданный своему барину», — вспоминал вхожий к Толстым поэт и переводчик Николай Берг.

Эти стены, в которых писатель был окружен такой заботой, были свидетелями глубокого духовного кризиса Гоголя. С ним ему не суждено было совладать. Здесь писатель переживал неприятие современниками вышедшей в 1847 году книги «Выбранные места из переписки с друзьями», неудачное сватовство к дочери высокопоставленного придворного — Анне Виельгорской в 1849-м и кончину своей доброй знакомой Екатерины Хомяковой в январе 1852-го. Здесь он готовил к печати собрание своих сочинений, трудился над вторым томом «Мертвых душ» и, сочтя законченную рукопись неудачной, сжег ее в ночь на 12 февраля 1852 года. Вслед за символической литературной смертью 10 дней спустя в этом доме Гоголь встретил смерть физическую.

История дома, который стал Домом Гоголя

Разговоры о важности появления музея Гоголя в Москве начались в 1909 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения писателя. В советское время к теме вернулись в юбилейном 1959 году, однако музею писателя было суждено открыться лишь в 2009-м.

Усадьба Талызиных — Толстых на Никитском бульваре до 1966 года была жилым домом. После революции ее разделили на коммунальные квартиры, нанеся существенный урон интерьерам. К 1966 году, когда историческое здание передали под нужды библиотеки, в доме проживали 77 человек — на каждого приходилось в среднем около восьми квадратных метров жилой площади. После расселения в особняке провели ремонтно-реставрационные работы, которые специалисты признали неудачными, поскольку подлинные элементы обстановки не были сохранены.

В 1974-м библиотека получила имя Николая Гоголя. Тогда же на первом этаже открылись для посетителей две мемориальные комнаты писателя. В 2005-м библиотека стала мемориальным центром, а 27 марта 2009 года в Москве официально появился музей — Дом Гоголя. Сейчас музейная экспозиция состоит из шести мемориальных комнат, расположенных на первом этаже. Их обстановка скрупулезно воссоздана по воспоминаниям современников писателя.

Любовь к вязанию и вышивке, сон в кресле и другие привычки

В прихожей выставлены дорожный сундук, шинель с цилиндром, а также фотокопия редкого посмертного портрета Гоголя 1852 года работы Николая Андреева, на котором художник изобразил его живым.

В гостиной собрана мебель из красного дерева первой половины XIX века, включая диван, перевезенный из имения Погодина на Девичьем поле, где останавливался Гоголь. На столе — книги и предметы из личной коллекции потомков сестры писателя. Рядом — карта Восточной Сибири, которая отсылает к воспоминаниям друга Гоголя, писателя Ивана Аксакова: «Надо думать, что Чичиков в конце этой части, вероятно, попадет за новые проделки в ссылку в Сибирь, так как Гоголь у нас взял много книг с атласами и чертежами Сибири».

Второй том «Мертвых душ» обратился в пепел в этой комнате. Вопрос о том, что именно Гоголь предал огню перед смертью, остается открытым. Большинство исследователей считает, что погибла беловая редакция второго тома «Мертвых душ». После смерти писателя Шевырев, его душеприказчик, нашел в бумагах Гоголя разрозненные черновики. По ним с огромным трудом удалось восстановить текст пяти глав второго тома, которые были изданы в 1855 году. Это издание можно увидеть в книжном шкафу соседнего с гостиной кабинета.

Кабинет — кладезь информации о причудах Гоголя. Немногие знают, что он имел привычку работать, стоя за конторкой, которую, видимо, приобрел за полтора года работы писцом в Петербурге.

На конторке — портрет Пушкина, копия рукописи «Мертвых душ», в которой цензор вычеркнул фрагмент «Повести о капитане Копейкине», и чернильный прибор с песочницей, привезенный из усадьбы в Кибинцах, где проходили детские годы Гоголя. Рядом приехавшая оттуда же костяная игольница, которая принадлежала его матери. Николай Васильевич унаследовал ее любовь к рукоделию — прекрасно шил, вышивал и даже вязал.

С загороженной ширмой кроватью из красного дерева связана другая черта писателя: исследователи утверждают, что с 1840 года Гоголь ночевал в кресле, но утром перед приходом слуги приводил кровать в беспорядок, желая скрыть свою блажь.

Рядом, на журнальном столике, — титульный лист второго издания «Мертвых душ» 1842 года, или, как его тогда называли, виньетка. Ее исполнил сам автор поэмы. Гоголь владел каллиграфией, неплохо рисовал пером и карандашом, и после смерти ему приписывалось немалое количество иллюстраций к его произведениям. Во множестве сохранились его наброски людей и зарисовки архитектуры, которые он делал во время путешествий.

В кабинете находилась личная библиотека писателя, которая к моменту его кончины насчитывала, согласно полицейской описи, 234 книги: 150 на русском языке и 84 на иностранных. Единственным дорогим предметом среди вещей писателя оказались золотые карманные часы, ранее принадлежавшие Жуковскому и остановленные им в момент смерти Пушкина. Все имущество Гоголя оценили в 43 рубля 88 копеек. Деньги — чуть более двух с половиной тысяч рублей — он накануне смерти передал Шевыреву «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством».

«Ревизор», разочарование и отъезд из России

Экспозиция одной из комнат музея посвящена русскому театру 1830–1840-х годов, постановкам гоголевских пьес, а также авторскому чтению «Ревизора», которое Гоголь устроил в этом доме для актеров Малого театра. Иван Тургенев вспоминал об этом вечере: «Читал Гоголь превосходно… Я сидел, погруженный в радостное умиление: это был для меня настоящий пир и праздник».

Премьера комедии состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре Петербурга. На спектакль внезапно приехал Николай I. Он «хохотал от всей души», а после сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» Московская премьера «Ревизора» прошла в Малом театре 25 мая того же года.

Несмотря на успех у публики и императора, Гоголю не понравилась ни петербургская, ни московская постановка.

«“Ревизор” сыгран — и у меня на душе так смутно, так странно… Мое же создание мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое. Главная роль пропала: так я и думал. … Неужели не видно из самой роли, что такое Хлестаков? … Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит», — писал он.

Непонимание комедии театральной общественностью было одной из причин, побудивших Гоголя отправиться в 1836 году за границу. Вернувшись в Россию в октябре 1851 года, он побывал в Малом театре на спектакле с Сергеем Шумским в роли Хлестакова и остался доволен увиденным. Через несколько дней Гоголь в последний раз публично прочитал свое произведение в кругу избранных.

Отношение властей к пьесе тоже постепенно менялось. В апреле 1852-го Иван Тургенев был арестован за некролог Гоголю, опубликованный в «Московских ведомостях», — слишком восторженно он отозвался об авторе «Ревизора».

Николай Васильевич умер не в той комнате, в которой он жил у Толстых. Когда в январе 1852 года писатель серьезно занемог, его перевели в самую теплую гостевую первого этажа.

Стараясь поставить на ноги своего дорогого постояльца, 20 февраля по старому стилю Толстой созвал у себя дома врачебный консилиум, однако светила медицины поставили ошибочный диагноз — менингит. Умирающего лечили насильно, его сажали в теплую ванну, обливая голову холодной водой, ставили горчичники и пиявки, обкладывали тело горячим хлебом. До нового визита эскулапов Гоголь просто не дожил. Писателя не стало утром 21 февраля. Стрелки часов в комнате, где он умер, замерли на восьми часах — это время его кончины.

В последние годы жизни Николай Васильевич страдал тафефобией — страхом быть погребенным заживо. «Выбранные места из переписки с друзьями» он начал с изъявления своей последней воли: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться…»

Страшная легенда о том, что Гоголя все-таки похоронили живым, распространилась по Москве в 1931 году, когда могилу писателя в Свято-Даниловом монастыре вскрыли в связи с уничтожением тамошнего некрополя для переноса останков на Новодевичье кладбище. По свидетельствам нескольких очевидцев, тело в гробу находилось в неестественном положении, а крышка гроба якобы была исцарапана изнутри. Другие осмеливались утверждать, что в гробу отсутствовал череп писателя, который будто хранится неопознанным в одном из московских музеев. В официальных отчетах о вскрытии могилы, которое проводилось под присмотром НКВД, ничего подобного нет.

Впрочем, скульптор Николай Рамазанов, которого вызвали для снятия посмертной маски 21 февраля, в своих воспоминаниях писал, что Гоголь не показался ему мертвым.

«Улыбка рта и незакрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, казалось, хотел еще глядеть на здешний мир, тогда как душа умершего была далеко от земли», — вспоминал Рамазанов.

Посмертная маска с открытым правым глазом, снятая тогда Рамазановым, — самый страшный экспонат Дома Гоголя. Увидеть его можно в зале «Комната памяти».

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *