Мавзолей ГУР эмир

История

Фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году (ныне — улица Регистан). Мозаика, собранная из светло- и тёмно-голубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.

Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Усыпальница Тимуридов (именно так она называется с 2009 года) послужила прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих Моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж-Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в своё время были правящей династией Северной Индии.

Памятник реставрировался в 1950-х годах (наружные купола и глазурь), более масштабные работы по его восстановлению были начаты в 1967 году.

В 2014 году решением Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ внесён в список достопримечательностей «Жемчужин Содружества».

Строительство

Гур-Эмир на картине В. В. Верещагина (1870 год)

Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, прямого наследника эмира Тимура (Тамерлана) и его любимого внука. Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана.

Во время правления Тимура мавзолей стал семейным склепом Тимуридов. В этом архитектурном ансамбле находятся могилы самого Тимура, его сыновей Шахруха и Миран-шаха, а также внуков — Улугбека и Мухаммад Султана и тимуридов Абдулло Мирзо, Абдурахмон Мирзо, учитель и наставник Тимура Мир Саид Барака. На возвышении усыпальницы за мраморной оградой находится неизвестное надгробие некоего суфия Сайида Умара. По версии Т. Саидкулова это мог быть шейх ад-дин Куляль. В мавзолее был также похоронен сын Абу Саид тимурида и внук главы Узбекского улуса Абулхайрхана от дочери Хан-хаде бегим — Султан Мухаммад.

Мавзолей был построен в юго-восточной части средневекового Самарканда, возведенного в конце XIV века по распоряжению Мухаммад Султана. Из состава зданий ансамбля Мухаммад Султана следует, что он задумывал строительство центра исламского образования, а не погребальный комплекс. Однако позже воля его властного деда придала иное значение ансамблю, центром которого стал именно мавзолей. К началу XX века сохранились только фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырёх минаретов.

Во время правления Улугбека был сделан дверной проём, чтобы обеспечить вход в мавзолей. Рядом с могилой Тимура были помещены мраморные надгробия его сыновей Миран-шаха и Шахруха и его внуков Мухаммад Султана и Улугбека. В то же время на могиле Тамерлана появилась легендарная нефритовая плита, содержащая эпитафию.

В 1871 году военный инженер З. Э. Жижемский подвёл к мавзолею Гур-Эмиру дорогу, которая связывала этот памятник с крепостью и начавшим в это время застраиваться новым городом.

В 1941 году захоронения в склепе были вскрыты антропологом Герасимовым, и исторические сведения об облике Тимура, о насильственной смерти Улугбека, о подлинности захоронений других тимуридов подтвердились.

Реставрация

В 1916 году был переложен свод над склепом и заново переделаны каменные полы.

В 1950-х годах отреставрированы наружные купола и глазурь.

В 1967 году начаты масштабные работы по восстановлению комплекса.

В 1996 году к 660-летию Тамерлана по фотографиям и обмерным чертежам, сделанным в XIX веке, восстановлено два минарета.

Архитектурные особенности

Гур-Эмир ночью

Внешне Гур-Эмир — это однокупольное здание со склепом. Он выделяется простотой своей конструкции и торжественной монументальностью архитектуры.

Доминирует огромный ребристый купол (диаметр купола 15 метров, высота 12,5 метров), немного нависающий над цилиндрическим барабаном. Нижняя часть здания представляет восьмигранник, который почти скрыт множеством позднейших пристроек. К северу обращен небольшой портал. На долю купола и барабана приходится более половины общей высоты здания. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, что также выделяет его ребристую форму. На барабане выложены надписи, содержащие восхваления Аллаху. Стены восьмигранника также украшены белыми и бирюзовыми изразцами на фоне неглазуроваиного кирпича.

Внутри внизу стены украшены мраморной панелью с вставками из зелёного серпентина и фризами резных надписей, а выше расписаны синей краской и золотом. Рельефные розетки на плафоне купола имитируют звёздное небо. Декоративное убранство дополняют ажурные решетки на окнах и мраморная ограда вокруг надгробий, но они являются лишь декорацией, настоящие находятся в подвале.

В первые годы после смерти эмира Тимура помещение мавзолея было богато убрано предметами вооружения и утвари.

Склеп, находящийся в подвале мавзолея, в отличие от верхнего помещения имеет низкий потолок без декора. Здесь находятся настоящие могилы Тимура и его семьи, которые расположены так же, как и декоративные надгробия на верхнем этаже.

В глубине ниши входного портала среди мозаичного узора запечатлено имя одного из создателей памятника — зодчего Мухаммада ибн Махмуда Исфагани.

Спустя время после смерти Тамерлана Улугбек установил на его могиле надгробную плиту из темно-зелёного нефрита, на которой было высечено предупреждение: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет» Прежде этот камень был местом поклонения во дворце Китайских императоров и троном Кабек Хана (потомка Чингисхана).

  • Фрагменты экстерьера
  • Фрагмент пештака

Легенды

Статья из газеты «Известия», 22.06.1941

В 1740 году персидский военачальник Надир-шах вывез надгробье Тамерлана, сделанное из цельной глыбы нефрита и положил его ступенью перед своим троном. С этого момента Надир-шаха стала преследовать череда неудач. Его советники уговаривали его немедленно вернуть камень на его законное место, но по дороге камень раскололи на две части и вернули в Гур-Эмир уже в таком виде.

Дух Тамерлана

«Дух Тамерлана» — археологическая легенда о том, что Великая Отечественная война началась из-за вскрытия гробницы Тамерлана, выпустившей дух войны. Миф основан на том, что раскопки гробницы Тамерлана начались 16 июня 1941 года в связи с постройкой у мавзолея Гур-Эмир гостиницы «Интурист». Строители гостиницы перекрыли один из арыков, и вода затопила склеп. Началось разрушение останков Тимура — их покрыли кристаллики гипса. В попытках предотвратить гибель захоронения древнего властителя к раскопкам приступила группа учёных под руководством Михаила Михайловича Герасимова. При вскрытии герметизированного гроба 19 июня 1941 года испарения ароматических веществ заполнили помещение гробницы, что легло в основу легенды о «духе Тамерлана».

Автором мифа о начале войны по причине вскрытия гробницы является присутствовавший при этом оператор советского кино Малик Каюмович Каюмов. Кроме него в экспедиции принимали участие археологи Ташмухамед Ниязович Кары-Ниязов и А. А. Семёнов, антрополог М. М. Герасимов, писатель и филолог Садриддин Айни и его сын Камал. По словам Малика Каюмова, на надгробии значилась надпись: «Когда я восстану, мир содрогнётся», а внутри гроба — «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет». Однако ни на фотографиях, ни в экспедиционном журнале этих надписей нет. Надпись на большой тёмно-зелёной нефритовой могильной плите содержала перечень предков Тимура, начиная от одной из прабабушек Чингисхана — Аланкувы. Также Каюмов путается в датах, а вопрос о нападении германских войск был решён ещё задолго до вскрытия могилы Тамерлана.

Примечания

  1. Мавзолей Гур-Эмир включен в список «Жемчужин Содружества» (недоступная ссылка)
  2. Лебедева Т. И., О неисследованных погребениях Гури Амир //Археология, история и культура Средней Азии. Ташкент, 2002, с.68
  3. Это гробница великого султана, милостивого хакана Амира Темура гурагана, сына эмира Тарагая, сына эмира Баркала, сына эмира Илонгира, сына эмира Ийджала, сына Карачар нойона, сына эмира Суку Сичана, сына эмира Ирумчи барласа, сына эмира Качули, сына Туманай-хана. Это девятое поколение. Чингизхан происходит из того же рода, от которого происходят предки достохвального султана, погребённого в этой священной и прекрасной гробнице. Хакан Чингиз — сын эмира Есугай бахадура, сына эмира Бартан бахадура, сына Кабул-хана, сына упомянутого Туманай-хана, сына эмира Байсункара, сына Хайду-хана, сына эмира Дутама, сына эмира Буки, сына эмира Бузанджира. Кто желает знать дальше, да будет тому известно: мать последнего звали Аланкува, которая отличалась честностью и своей безукоризненной правдивостью. Она однажды понесла от луча света, который явился к ней в отверстие жилища и приняв образ человека, объявил, что он потомок повелителя правоверных Али, сына Абу Талиба. Это показание, данное ею, принято за истину. Достохвальные потомки её будут владеть миром веками.
  4. Васильчиков И. С. То, что мне вспомнилось…. Внутри мавзолея, посередине, стоял большой саркофаг самого Тамерлана весь из тёмно-зелёного нефрита, с вырезанными по нему орнаментами и изречениями из Корана, а по бокам его два меньших саркофага белого мрамора — любимых жён Тамерлана. — М.: Олма-ПРЕСС, 2002. — С. 82. — (Эпоха и Судьбы). — ISBN 5-94850-027-6.
  5. Г. Н. Матюшин. Археологический словарь. — Учебное издание. — М.: Просвещение, 1996. — С. 61. — 304 с. — ISBN 5-09-004958-0.
  6. Евсеев, Антон. Проклятия гробницы Тамерлана не существует (рус.), Правда.Ру (30 ноября 2012). Проверено 28 августа 2018.
  7. В Екатеринбурге представили фрагмент мраморной плиты из мавзолея Тамерлана. tvkultura.ru. Проверено 28 августа 2018.
  8. В. И. Дашичев. Банкротство стратегии германского фашизма: Том 2. katynbooks.narod.ru. Проверено 28 августа 2018.
  9. Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939—1942 годов. «Условный сигнал „Дортмунд!“, означающий проведение операции, передан». Запись от 20.06.1941. — М.: Воениздат, 1968—1971.

Литература

  • В. А. Нильсен. У истоков современного градостроительства Узбекистана (XIX — начало XX веков). Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма,1988.-208 с., ISBN 5-635-00009-6
  • П.Захидов. Архитектурное созвездие эпохи Темура. Ташкент: Главная редакция издательско-полиграфического концерна «Шарк»,1996.—192 с., 85.113(2)1+63.3(5У)
  • Dietrich Brandenburg: Samarkand. Studien zur islamischen Baukunst in Uzbekistan (Zentralasien), Berlin: Hessling, 1972; ISBN 3-7769-0108-X
  • Ernst Cohn-Wiener: Turan. Islamische Baukunst in Mittelasien, Berlin: Wasmuth, 1930
  • John D. Hoag: Islamische Architektur, Stuttgart: Belser, 1976; ISBN 3-7630-1704-6
  • John D. Hoag: Islam, Stuttgart: DVA, 1986; ISBN 3-421-02855-9
  • Alfred Renz: Geschichte und Stätten des Islam von Spanien bis Indien, München: Prestel-Verlag, 1977 ISBN 3-7913-0360-0
  • Mortimer Wheeler (Hrsg.): Prachtbauten des Ostens. Tempel, Grabstätten und Festungen Asiens’, Frankfurt/Main: Ariel, 1965
  • Werner Speiser: Baukunst des Ostens, Essen: Burkhard-Verlag Ernst Heyer, 1964
  • Klaus Pander: Zentralasien, Ostfildern: Dumont, 2005; ISBN 3-7701-3680-2

> Ссылки

  • Исторические и архитектурные памятники Самарканда
  • Самарканд в фотографиях. Альбом «Мавзолей Гур-Эмир»
  • Интернет-Проект «Виртуальный Самарканд»

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *