Мачу пикчу высота

julia_bee


Город Мачу Пикчу — новое чудо света, открытое в 1911 году Хайрамом Бингемом — был построен не так давно, всего лишь в 15 веке при правлении Сапа Инка Пачакути. Город был рассчитан на 1 000 жителей. Считается, что город так и остался незаконченным, и был заброшен в 1532 году, незадолго до появления конкистадоров в Южной Америке. Мачу Пикчу находится на высоте 2 430 метров над уровнем моря — это почти на тысячу метром ниже, чем Куско.
Зачем построили Мачу Пикчу?
Бингем нашел на территории города около 100 скелетов, из которых по его мнению 75% принадлежали женщинам. Соответственно, появилась теория, что в МП жили жрицы Солнца и священники. Впрочем, была и менее религиозная теория — гарем для главного Инки. Недавние исследования ученых опровергли предположения Бингема, доказав, что среди найденных скелетов половая принадлежность распределялась примерно 50/50. После Бингема ученые продолжали ломать голову над предназначением Мачу Пикчу.
John Rowe, Richard Burger и Lucy Salazar-Burger утверждали, что Мачу Пикчу — это королевская «дача», куда Инка удалялся наслаждаться природой вдали от городской суеты. Brian Bauer, специалист по цивилизациям в Андах, утверждает что МП был малюсеньким городом, рассчитанным на 500-750 человек. Он же нашел доказательства того, что не только инки жили в городе. Например, изменение формы головы было не свойственно инкам, этим занимались народы с океанского побережья, однако подобные деформированные черепа были найдены в МП.
Возможно Мачу Пикчу задумывался в качестве грандиозной конечной точки пилигримства, отражающего ежегодное путешествие небесных светил. Согласно легенде, первый Инка проделал подобное путешествие, началом которого стал остров Солнца на озере Титикака. Вместо того, чтобы просто идти вдоль реки Урубамбы, инки построили тропу (непрактичную, но удивительно красивую). Археоастроном Giulio Magli, считает, что тропа инков готовила пилигримов к торжественному входу в сам город. Завершающим моментом пилигримской тропы были ступени, ведущие наверх к интихуатане- самой высокой точке основных руин.
Наше знакомство с Мачу Пикчу продолжилось, когда мы спустились с Вайана Пикчу — уставшие, слегка намокшие, но с чувством выполненого долга 🙂 Дождик все никак не мог разродиться: капал и переставал, а потом по-новой. 10 утра, в Мачу Пикчу уже «понаехали» — по городу гуляли большие группы с экскурсоводами. Среди групп были и перуанские — не только иностранцы тянутся в это необычное место 🙂 Облака все ещё лежали на городе.

В скором времени, чудесным образом облака рассеялись, и начало проглядывать солнышко. Сразу стало веселее 🙂 Мы отправились осматривать МП не по традиционному маршруту по часовой стрелке (сначала городской сектор, храмы, а потом индустриальный и сельскохозяйственный), а с середины маршрута — оказывается, на некоторых тропах движение одностороннее и охранники зорко следят, чтобы все туристы этому правилу подчинялись. Сначала мы оказались в индустриальном секторе — на территории «складов»

Мачу Пикчу никогда не упоминался в хрониках испанского вторжения. Ни одной письменной записи о городе не существовало! Соответственно, предназначение самого города и его построек никому дословно не известно. Предполжительное назначение того или иного здания основано лишь на научной гипотезе. В этом секторе города кладка не слишком аккуратная, домики небольшие — должно быть, это рабочий, индустриальный сектор. Впрочем и здесь видна гармония с природой — смотрите, как аккуратно валуны вписаны в кладку.


«Склады» построены на склоне, откуда открывается чудесный вид на петляющую у подножия Урубамбу и автобусную дорогу, по которой туристы попадают в МП.

Начиная с 1911 года Мачу Пикчу находится в процессе реставрации. Мы же наблюдали как работники чистили стены складских помщений, выдергивая проросшие между камней растения и вычищая мох.

Бингем назвал эту часть МП индустриальной, потому что два странных каменных круга в этом здании напомнили ему гончарные круги. Какое, однако, воображение! Он тут же назвал это строение гончарной мастерской. Впрочем, может быть он и прав — именно здесь нашли глину, которая родом из Ольянтайтамбо. Некоторые ученые с Бингемом не соглашаются, а высказывают версию «астрономических зеркал».

Зачем инкам были нужны такие штуки? И что в них могли разглядеть астрономы?

Там же находится здание с тремя дверными проемами, которые удивительно точно повторяют трапециевидные формы друг друга.

Чуть дальше за складами (ближе ко входу в Мачу Пикчу) начинается тюремный сектор. Снизу видно валуны — это каменные крылья кондора и верхушка одноименного храма Кондора. Под деревом и правее видно предположительную «тюремную» зону.
Храм Кондора называется так потому, что он построен в форме птицы. Огромные валуны-крылья и небольшая каменная голова кондора в белом каменном «пухе» на земле. Под каменным кондором скрываются пещеры или тюремные камеры. Путеводитель пишет, что заключенных кидали в пещеры к диким зверям или ядовитым насекомым, чтобы жизнь медом не казалась. Над храмом Кондора ещё две части «тюрьмы»- 9 вертикальных ниш-окон, куда замуровывали преступников стоя, во второй части — три ниши, где преступников усаживали и заковывали в каменные наручники.
Тюремные окна — путеводитель красноречиво рассказывал, как в этих окнах замуровывали провинившихся, оставляя лишь маленькое отверстие для еды и для разговоров. Делали ли это на самом деле?
Тоже часть тюрьмы — тут, вроде бы, узников приковывали за руки. Видите отверстия в камнях? Предполагается, что их использовали в качестве наручников. Раньше сюда можно было забраться и поизображать из себя узника, теперь весь участок «сидячей тюрьмы» отгорожен.
А теперь отправимся на другую сторону города, которую, обычно, туристы осматривают в первую очередь. Тут находится городской и храмовый сектор, впрочем, чуть вдали в стороне совсем не городское место — каменоломни. Валуны — это то, что не успели использовать в строительстве.
Отсюда хорошо видна восточная стена храма Трех Окон
Ступени ведут наверх к храмовой площади, где можно увидеть два храма. В храме Трех Окон есть удивительный камень, который, если верить подслушанному нами экскурсоводу, в дни солнцестояния отбрасывает тень в виде традиционной звезды инка (фрагмент этого камня на фото справа).

Храмовая площадь является наиважнейшем местом города — именно здесь проводились религиозные церемонии и ритуалы. Здание с тремя стенами, которое занимает восточную сторону священной площади, назвается Храм Трех Окон.
Бингем пишет: «Я назвал этот храм Храмом Трех Окон. Восточная стена этого уникального храма смотрит на цитадель. Массивные камни прорезаны тремя большими окнами, явно слишком большими чтобы служить какой-либо полезной цели, но тем не менее, великолепно сделанными, с усердием и прочностью. Определенно, это строение служило церемониальным целям. Нигде больше в Перу я не видел подобных сооружений!»

Бингем пишет: «Поднявшись по великолепной лестнице из крупных гранитных блоков… я оказался на площади, где обнаружил руины двух великолепных строений… В главном храме обнаружились изысканные ниши и огромный гранитный блок, вероятно, жертвенный алтарь. Похоже, что у этого здания не предполагалось крыши.»
У главного храма, как и у храма трех окон, всего три стены. В каждой из боковых стен — 5 ниш, в третьей — 7 ниш. В одной стене видны разрушения — камни раздвинулись, и пресловутую кредитную карточку между ними всунуть довольно легко. Подслушанный нами экскурсовод (на фото) убедительно вещал, что одно время над МП летали вертолеты и от их бесконечных посадок стены «раскачались». В то время как наша книжка-путеводитель объясняла, что это просто результат землятресения.
Вниз по склону отсюда уходят многочисленные террасы
За храмами находится небольшая лестница, ведущая на обсерваторию. Это вид на террасы обсерватории с главной площади города. Наверху этих террас, в самой высокой точке города, находится камень Интихуатана.
Интихуатана — ступенчатая скульптура из гранита, представляющая собой «привязь солнца». Что за привязь такая? Лошадей привязывают к колышку в земле, а инки «привязывали» солнце к интихуатане. Возможно, это и было главной функцией камня — быть главным участником в церемониях, посвященных солнцу. В день зимнего солнцестояния (21 июня) на камне появляется солнечная тень в виде треугольника, которую можно наблюдать лишь в течение нескольких минут. Интихуатану раньше разрешали трогать руками, но в 2000 году, во время съемки рекламы пива Cusqueña, на неё упал один из съемочных кранов. Упал неудачно, отбив кусок исторического камня, поэтому теперь камень огорожен и доступа к нему нет.
Отсюда открывается чудесный вид в другую сторону, на Вайана Пикчу — даже не верится, что мы были на самой вершине. Если приглядеться, то наверху горы видны небольшие террасы и дом/строжевую башню.
Спустившись с обсерватории, мы опять оказались на главной площади города. Площадь для туристов закрыта, туда никого не пускают. Все в обход.
Ну что, осталось посмотреть на храм Солнца, и можно считать знакомство с Мачу Пикчу состоявшимся. Перед храмом Солнца заглядываем в двухэтажный дом — королевские апартаменты. Считается, что именно тут жили главные люди города. Почему так решили? Дом находится в западной части города (Солнце), рядом с храмом Солнца и недалеко от ванн — все удобства под боком. Кроме того, кладка стен выдает тот факт, что их строили не для простых горожан.
Стена королевских апартаментов:
Апартаменты соединяются с храмом Солнца, который представляет собой полукруглую конструкцию, мудрено надстроенную над природной глыбой. Под храмом располагается королевский мавзолей. Если присмотреться к стенам Храма Солнца, то нетрудно заметить, что камни как нигде точно подогнаны друг к другу. Одно окно храма смотрит на восток, второе — на юго-восток. В день зимнего солнцестояния (21 июня), солнце светит через восточное окно, в то время, как в летнее солнцестояние (21 декабря), солнце попадает прямиком в юго-восточное окно.
Бингем: «Мальчик нырнул под выдолбленный камень и показал мне удивительную пещеру, окруженную стеной из аккуратно вырезанных камней. Очевидно, что пещера служила Королевским Мавзолеем. Над пещерой было надстроено полукруглое здание. Стена повторяла натуральный изгиб камня и присоединялась к нему исключительно тонкой работой по камню, такой работы мне ещё не приходилось видеть. Эта великолепная стена, выполненная из точно подобранных тесаных камней белого гранита, несомненно была работой мастера. Внутренняя поверхность стены прерывалась нишами и квадратными выступами на камнях. Внешняя поверхность стены была великолепно проста, без украшений. Нижние ярусы выложены более крупными тесаными камнями, придавая солидный вид всему сооружению. С увеличением яруса, размер камня уменьшался, придавая легкость и деликатность. Плавные линии, симметричное расположение тесаных камней и постепенное уменьшение их размера производили чудесный эффект, намного мягче и приятнее, чем мраморные храмы Старого Мира. Из-за отстутствия строительного состава между камями, между ними совсем нет некрасивых щелей. Такое ощущение, что камни выросли вместе»
Пещера под храмом Солнца, которую Бингем назвал королевским мавзолеем:
Внутрь храма зайти нельзя, можно лишь посмотреть на него вот так, сверху:
Наша прогулка по Мачу Пикчу подошла к концу. Конечно, там можно легко провести целый день — некоторые интересные места находятся за пределами МП. К сожалению, у нас не было времени на дополнительные прогулки, т.к. в 4 вечера нас уже ждал обратный поезд до Куско. Прощай, живописный город…
Tags: Мачу Пикчу, Перу

Однако до поселения Мачу-Пикчу испанские конкистадоры так и не добрались, и город не был разрушен. Поэтому до сих пор остается загадкой, куда и почему таинственно исчезли все его жители в далеком 1532 году. Существует предположение, что это была зимняя резиденция Пачакутека. После крушения империи инков, город утратил свое значение, и жители покинули его навсегда.
По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города — в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись богу Солнца Инти и возделывали сельскохозяйственные культуры на террасах.
«Потерянный город инков» Мачу-Пикчу, обнаруженный американским исследователем Хайремом Бингхемом в 1911 году в перуанских Андах, на самом деле находили и теряли несколько раз. Считается, что после исчезновения жителей город был забыт и пребывал в запустении. По преданию, Бингхем стал первым западным исследователем, который увидел легендарный город.
Как пишет сайт Inopressa со ссылкой на The Independent, недавно появились свидетельства того, что немецкий инженер Аугусто Бернс обнаружил Мачу-Пикчу за 40 лет до Бингхема. Были найдены записи, свидетельствующие о том, что в 1860-х Бернс построил лесопильню напротив города и взимал деньги за возможность разграбления цитадели инков. Все это делалось с разрешения правительства в Лиме.
Помимо того, английский миссионер, баптист Томас Пайн, живший в Перу с 1903 по 1952 годы, утверждал, что он не только обнаружил Мачу-Пикчу, но и позже сообщил Бингхему о разрушенном городе и даже помогал ему в экспедиции 1911 года.
Бингхем, позже ставший прототипом Индианы Джонса, отправился в экспедицию в июле 1911 года из перуанского города Куско. До «потерянного города инков» он добрался в сопровождении отряда охраны и местного мальчика-проводника. В Мачу-Пикчу Бингхем обнаружил крестьян, живущих независимо от правительства. Выяснилось также, что прежде в городе уже побывали любители достопримечательностей, написавшие свои имена углем на гранитных стенах.
Из экспедициии в Йельский университет США Бингхем привез реликвии цивилизации инков. Отметим, теперь власти Перу уверяют, что реликвии были одолжены университету лишь на время, и готовят иск об их возвращении.
Мачу-Пикчу имеет очень четкую структуру. На юго-востоке угадывается комплекс дворцовых построек. Камни, из которых они сложены, обработаны настолько тщательно, что можно с уверенностью сказать, что это были жилища сановников и вельмож. В западной части возвышается главный храм с алтарем для жертвоприношений. Напротив него жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на нависающую над пропастью террасу. В юго-восточной оконечности Мачу-Пикчу инкские каменщики возвели две внушительные конструкции — полукруглую башню и примыкающее к ней строение.
От Священной площади по гранитному склону с террасами, по длинной лестнице можно с большим трудом добраться до вершины скалы, там лежит большой, вырубленный многоугольный камень «интиуатана», или «место, где привязано солнце». Бингхем предполагал, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно не убегало от них во время зимнего солнцестояния. Этот элегантный, вырубленный в скале камень мог быть и солнечной обсерваторией, где жрецы определяли лучшее время для начала сева или сбора урожая, следя за исчезновением теней от солнца во время осеннего и весеннего равноденствия.
Дорога из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяженностью примерно в 40 тысяч км. Дороги в государстве инков имели прежде всего стратегическое значение — по ним должны были проходить войска. Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.
Чтобы возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось невероятное мастерство. По мнению современных специалистов, более половины усилий, затраченных на постройку, ушло на подготовку участка, дренаж и работы по закладке фундамента. Массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500 лет держат город, не давая дождям и оползням снести его со скального карниза. Наследники андских культур и по сей день считают Мачу-Пикчу символом их связи с великой цивилизацией прошлого.
Мачу-Пикчу на карте:
Информация: 4ygeca.com, newsru.com, wikipedia.org
Фотографии: flickr.com

История и архитектура

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 сентября 2017 года.

Храм солнца в Мачу-ПикчуВид на гору Уайна-Пикчу и руины Мачу-ПикчуИнкская чакана, Храм трёх окон в Мачу-Пикчу

Внешние изображения
Полигональная кладка.

Построенный Пачакутеком в качестве императорской резиденции, а также с целью увековечить своё имя в истории, Мачу-Пикчу был третьим среди подобных резиденций-святилищ. По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города — в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нём и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти, возделывали новые земли и возводили города на террасах.

Более чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении. Его обнаружил американский исследователь из Йельского университета, профессор Хайрам Бингем 24 июля 1911 года, после того как летчики увидели его с самолета. Когда он добрался сюда в сопровождении выделенного правительством отряда охраны и местного мальчика-проводника, он обнаружил живущих там крестьян. Крестьяне рассказали ему, что жили там «свободными, без нежелательных визитёров, чиновников, вербующих в армию „добровольцев“ или сборщиков налогов». Кроме того, здесь прежде уже побывали любители достопримечательностей, оставившие свои начертанные углем имена на гранитных стенах.

Мачу-Пикчу имеет очень чёткую структуру. На юго-востоке угадывается комплекс дворцовых построек. Камни, из которых они сложены, обработаны настолько тщательно, что можно с уверенностью сказать: их строили не те мастера, которые сложили остальные постройки. Вероятно, их использовали как жилища сановников и вельмож.

Полигональная кладка производит впечатление на специалистов своей точностью подгонки гранитных блоков.

В западной части возвышается главный храм с алтарём для жертвоприношений. Напротив него жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на нависающую над пропастью террасу.

Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Неизвестны ни время его постройки, ни цель его строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название.

Американские исследователи Ричард Бюргер и Люси Салазар из Йельского университета, опираясь на материалы испанской хроники XVI века, выдвинули предположение, что это была зимняя резиденция Пачакутека. В летний период, во время сезона дождей, в городе, по всей вероятности, оставалось не больше 200 человек. Позже, после крушения империи инков, город утратил своё значение, и жители покинули его навсегда.

В юго-восточной оконечности Мачу-Пикчу каменщики возвели две внушительные конструкции, которые Бингхем считал работой «мастеров-художников», — полукруглую башню и примыкающее к ней строение.

Сходство этой башни с закругленной секцией храма Солнца в Куско заставило его дать своей находке такое же название. Комплекс, состоящий из самой башни и прилегающих к ней строений, позже названный перуанцами за сходство со средневековой крепостью Эль-Торреон («бастион»), служил, как предполагается, одновременно и небольшим укреплением, и святилищем. Башня была возведена вокруг нетронутого куска естественной скалы, который был отёсан и превращён в алтарь. Под башней находится грот. Бингхем предполагал, что в нём находятся мумии правителей инков, но ученые считают, что он, скорее, служил помещением для каких-то ритуальных действий, тем более, что неподалеку был обнаружен священный инкский крест — чакана.

Постройки в Мачу-Пикчу.

После раскопок и приведения его в порядок этот комплекс показывает нам всю свою красоту и точность архитектуры, которой он отличался ещё четыре столетия назад. Лестница перед Домом принцессы ведет к башне, откуда трапециевидное окно позволяет бросить взгляд на красивую долину, раскинувшуюся внизу. Это окно, вероятно, использовалось жрецами для наблюдения за перемещением солнца во время зимнего солнцестояния.

Священная площадь была, как считают, религиозным центром Мачу-Пикчу. На северном конце расчищенной площадки стояло трёхстенное здание из белого гранита, «из блоков циклопических размеров, выше человеческого роста».

Примыкающее к западной стене храма небольшое закрытое помещение, называемое «Украшенной комнатой», является ярким свидетельством великолепного мастерства инкских (?) каменщиков: два громадных блока её фундамента с вырезанными 32 вершинами в трёх измерениях, плотно прилегают к соседним глыбам. В восточной части площади расположен «Храм трех окон». Эти три окна, имеющие форму трапеции, выходящие на восток, имеют по бокам «слепые окна» таких же размеров, которые могли служить нишами. Если верить местной исторической хронике, первый правитель инков приказал построить храм на том месте, где он родился, в Тамбо-токо, причем в нём должно было быть три окна, символизирующих собой пещеры, «дом его предков по отцовской линии, от которых он ведёт своё происхождение». Бингхем считал, что здесь как раз и находится это место. Однако это предположение противоречило достоверным свидетельствам о том, что архитектурный стиль Мачу-Пикчу относится к позднему инкскому периоду.

От Священной площади по гранитному склону с террасами, по длинной лестнице можно с большим трудом добраться до вершины скалы; там лежит большой, вырубленный многоугольный камень «интиуатана», или «место, где привязано солнце» (в художественном переводе «инти» означает «солнце»; «уата» — «привязывать»). Бингхем предполагал, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно не убегало от них во время зимнего солнцестояния. «Те жрецы, — писал он, — которые могли двадцать первого или двадцать второго июня остановить движение солнца и „привязать“ его к каменному столбу в одном из храмов, пользовались у инков особым уважением и почитанием».

Этот элегантный, вырубленный в скале камень мог быть и солнечной обсерваторией, где жрецы определяли лучшее время для начала сева или сбора урожая, следя за исчезновением теней от солнца во время осеннего и весеннего равноденствия. По таким случаям жрецы засыпали камень ворохами цветов и трав, в частности, во время «инти райми» — в июне и декабре устраивались великолепные праздники Солнца. Жители Мачу-Пикчу, по-видимому, собирались возле «интиуатаны», где в течение нескольких дней проводили религиозные обряды с изваяниями божеств, распевали исполненные музыкальной гармонии гимны и молились.

Дорога из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяженностью примерно в 40000 км. Дороги в государстве инков имели, прежде всего, стратегическое значение — по ним должны были проходить войска. Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.

Инки не знали колеса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами — того, кто повредит мост, ожидала смерть.

Чтобы возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось невероятное мастерство. По мнению инженера-строителя Кеннета Райта и археолога Альфредо Валенсии Сегарры, более половины усилий, затраченных на постройку, ушло на подготовку участка, дренаж и работы по закладке фундамента. Массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500 лет держат город, не давая дождям и оползням снести его со скального карниза.

Наследники андских культур и по сей день считают Мачу-Пикчу символом их связи с великой цивилизацией прошлого, частью истории, которую завоеватели не смогли стереть из памяти.

Современное состояние

Плато Мачу-Пикчу и серпантин к нему

Мачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО, стал центром массового туризма. В 2011 году было принято решение ограничить количество посетителей. По новым правилам только 2500 туристов в день могут посетить Мачу-Пикчу, из них не более 400 человек могут подняться на гору Уайна-Пикчу, являющуюся частью археологического комплекса. С целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. Мачу-Пикчу находится в труднодоступном регионе. Для поддержки туризма были построена железная дорога до соседнего города Агуас-Кальентес из Куско через Ольянтайтамбо, от Ольянтайтамбо ходит более десяти поездов в день. От железнодорожной станции Агуас-Кальентес до Мачу-Пикчу ходит автобус, который преодолевает восемь километров крутого подъёма по серпантину. ЮНЕСКО выступило против строительства канатной дороги, чтобы ограничить потоки туристов. В результате землетрясения 2004 года участок железной дороги сильно пострадал, но был восстановлен.

В январе 2010 года из-за сильнейших дождей, размывших дороги, более 2000 местных жителей и более 2000 туристов не могли покинуть Агуас-Кальентес. Людей удалось вывезти с помощью вертолетов, а Мачу-Пикчу был временно закрыт до 1 апреля 2010 года.

Сохранилась первоначальная тропа инков до Мачу-Пикчу вдоль реки Урубамба через несколько перевалов, поход по которой требует нескольких дней.

На 35-й сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО было принято решение, что древний город с 1 февраля 2012 года будет исключен из списка объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой. Вместе с тем, комитет не отказывается от дальнейших действий, способствующих улучшению состояния города, и считает необходимым продолжать следить за «эволюцией этого анклава».

Мачу-Пикчу в литературе и кино

Проверить на соответствие критериям энциклопедичности. Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности.
  • В 1954 году студия Paramount Pictures сняла фильм «Секрет Инков». Съемки проходили в Куско и Мачу-Пикчу, и это была первая работа крупной голливудской студии в этих местах. В съемках приняли участие 500 индейцев.
  • Чилийский поэт Пабло Неруда посетил Мачу-Пикчу в 1943 году, по пути в Чили из Мексики. Впечатления от этого посещения легли в основу цикла стихотворений «Мачу-Пикчу» — одного из ключевых в поэме Неруды «Всеобщая песнь».
  • В фильме Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» упоминается Мачу-Пикчу в предыстории главного героя.
  • В 20-м сезоне «Симпсонов», вся семья, кроме Барта, «случайно» посещает Мачу-Пикчу.
  • Первая песня на альбоме «Angles» американской группы «The Strokes» называется «Machu Picchu».

> Панорамы Панорама Мачу-Пикчу Панорама Мачу-Пикчу Панорама Мачу-Пикчу > См. также

  • Куско
  • Пума Пунку
  • Ольянтайтамбо
  • Писак
  • Саксауаман
  • Уайна-Пикчу
  • Караль
  • Куско (регион)

Флора и фауна

Живописные археологические развалины населены огромным видовым разнообразием представителей флоры и фауны. Сегодняшняя территория исследована лишь на 35%, по мнению ученых, дальнейшее ее изучение может дать миру массу важных открытий.

На всей площади затерянного города, составляющей около 32,5 тыс. Га, произрастают экзотические деревья, ошеломляющие своим величием, такие как писонай (лат. Аrbol pisonay — Коралловое дерево), куньюал, щитовидная пальма, ольха. Здесь растет также более 400 видов орхидей и бегоний, из которых описано и систематизировано чуть более 250 разновидностей.

Животные, обитающие здесь, также поражают видовым разнообразием: только птиц здесь насчитывается около 375 видов. Ярким, в прямом и переносном смысле, представителем пернатых является Скальный петушок, который считается символом Перу. Птицу легко узнать по ее пестрому оперению. Среди млекопитающих особый интерес вызывает андский медведь, который в этих краях известен, как «Очковый медведь». Животное, ныне находящееся под угрозой исчезновения, абсолютно безопасно, пугливо и застенчиво, питается лишь растениями. В Мачу-Пикчу можно встретить белохвостых оленей, викуний, диких лам и многих других представителей экзотической фауны.

История и особенности архитектуры

Традиционно Перу делится на 3 региона: гористая Сьерра (исп. Sierra; Перуанские Анды), тропическая долина — монтака и засушливая прибрежная равнина. На труднодоступном горном плато сьерры раскинулся знаменитый город Инков, надежно укрытый от посторонних глаз буйными, непроходимыми зарослями.

М-П прославился своей богатейшей историей, уходящей корнями вглубь веков и полной непостижимых тайн. Приблизительно в 1440 г. великий Пачакутек (кеч. Pachakutiq; 9 — й правитель империи Инков, правил в 1438-1471 гг.) основал высоко в горах этот священный город, ставший надежным укрытием для тысяч людей. Мачу-Пикчу располагался далеко от основных инкских поселений, он не был разрушен испанскими завоевателями, которые покорили почти все земли в этой области, но до сюда так и не добрались. Однако, в 1532 г. все жители внезапно таинственно исчезли, город более 400 лет пребывал в запустении и забвении. Впоследствии эта территория стала неисчерпаемым полем деятельности для археологических исследований.

Продолжительное время о «затерянном городе Инков» ходили лишь предания. Доподлинно никто не знал, существует ли Мачу-Пикчу в действительности: ни единого упоминания о нем не встречается в испанских хрониках, и Инки не оставили письменных свидетельств. О существовании города мир узнал только в начале XX в., когда 24 июля 1911 г. его обнаружил американский археолог-исследователь, профессор Йельского Университета Хайрам Бингхем (англ. Hiram Bingham; 1875-1956 гг.), посвятивший не один год поискам мертвого города. Как гласит легенда, Бингем поднялся на вершину горы с местным проводником-носильщиком. Здесь жили 2 индейские семьи, охранявшие Мачу-Пикчу. Профессор подарил мальчику из одной семьи монетку в 1 соль, и тот показал ученому дорогу к древним развалинам, укрытым густыми зарослями и кишащим змеями. Так, всего за 1 соль (ок. 30 американских центов) человечество узнало о заповедном свидетеле расцвета и заката великой цивилизации.

Мачу-Пикчу

Названия, которые носят сегодня строения, фактически ничего общего с инкскими не имеют. Бингхем, не зная прежних названий, придумал новые.

Несмотря на открытие «города в облаках», Мачу-Пикчу оставался недоступным еще в течение почти 30 лет, пока экспедиция археологов не обнаружила Дорогу Инков, проложенную к цитадели через долину.

Во времена древней цивилизации допуск в крепость был открыт только для избранных. Здесь проживала высшая знать, жрецы, ремесленники и «мамакунас» или Солнечные девы – девственницы, посвятившие себя служению богу Солнца. Всего здесь проживало около 1200 человек, которые поклонялись богу Инти (кеч. Inti; в мифологии Инков — бог Солнца). Мужчины занимались в основном земледелием. Судьба местных жителей до сего дня неизвестна. Раскопки приносят все новые загадки.

Дороги Инков

Ученые, исследовавшие руины, были изумлены надежностью конструкций и четкостью планировки застройки. Весь город-крепость поделен на секторы: жилой район с храмами, резиденции, склады, кладбище и темницы. На юго-востоке угадывается дворцовый комплекс — район жилищ вельмож и сановников; в западном секторе расположен главный Храм с алтарем, рядом с ним — жилой квартал, застроенный 2-хэтажными домиками, между которыми вьются узкие улочки с лестницами. Жилые здания в основном были 2-хэтажными, с каменными стенами и соломенными крышами. Причем, каменные блоки были идеально подогнаны друг к другу, в определенных местах были оставлены зазоры на случай землетрясения. Крепостные стены имели небольшой наклон в целях повышения сейсмоустойчивости. Древняя кладка укрепления поражает современных специалистов ювелирной точностью подгонки.

Особенно исследователей потрясло то, что зодчие при строительстве не использовали никаких скрепляющих составов, камни удерживались исключительно за счет своего собственного веса. Возможно, ответ на вопрос о способах скрепления каменных блоков подсказывают легенды Инков, согласно которым строительство велось с помощью … птиц! Фантастической версии даже нашлось научное объяснение: в этих краях некогда жили птицы «хакаклъо», которые использовали сок некоего растения при выдалбливании в скалах своих гнезд. Возможно, при креплении каменных блоков инки использовали тот же сок.

На юго-восточной оконечности города сохранились полукруглая башня и примыкающие к ней строения, предположительно служившие одновременно укреплением и святилищем. Интересно, что башня была возведена вокруг куска природной скалы, отесанного и превращенного в алтарь. Под башней находится грот, служивший для совершения ритуальных обрядов.
Религиозным центром была большая Священная Площадь, которая отделяла район проживания знати от квартала простых горожан с мастерскими и лавками, и от кладбища, размещенного в Погребальной скале. В нижней, южной части крепости находились дома крестьян с сараями и загонами для скота.

Вероятно, Храм «Трех окон», через окна которого лучи солнца падали на Священную Площадь, выполнял важную роль в проведении ритуальных церемоний. Три окна символизировали троичность мира, что соответствовало мировоззрению Инков. Согласно легенде, 3 основателя инкской империи вошли в мир именно через эти храмовые окна.

От площади по длинной лестнице, вырубленной в граните, можно попасть на вершину скалы. Там находится одна из самых интересных достопримечательностей Мачу-Пикчу, святая святых – ритуальный камень «Интиуатана» (кеч. Intihuatana — «Место, где привязано Солнце»). Когда-то эта глыба была отпилена от скалы и установлена в самой высокой точке на особой треугольной площадке. Гранитный монолит вытесан в форме громадного кулака с поднятым вверх указательным пальцем, к которому, по убеждению Инков, привязывается солнце. Камень представляет собой мини — обсерваторию. Плоскости и углы расположены таким образом, что можно фиксировать положение светила на закате во время зимнего солнцестояния и восход солнца — во время летнего. «Интиуатана» выполнял роль солнечных часов, с помощью которых инкские жрецы высчитывали время суток, месяц, время года, а также определяли самое лучшее время для начала посевных работ и сбора урожая. До сих пор тайна этих часов остается неразгаданной.

Возле камня-алтаря жители Мачу-Пикчу молились, проводили религиозные обряды, распевали гимны.

Тут имеются и специальные смотровые площадки, свидетельствующие о незаурядных познаниях Инков в астрономии.

Отдельные разноуровневые части города соединялись между собой разветвленной сетью лестниц, вырубленных в гранитных склонах. Высоким уровнем инженерного искусства отличалась и система городского водоснабжения: вода из горных источников подавалась в крепость по искусственно созданным каналам. Древний водопровод исправно действует и сегодня, как и 5 веков назад.

Весьма оригинален Храм Кондора (исп. Тemplo de Еl Соndor), названный так по форме камня, который напоминает очертания птичьей головы. Позади высятся две скалы, похожие на крылья птицы. Видимо, этот камень также служил инкам алтарем. Предположительно, святилище было связан с культом кондора, который олицетворял у Инков свободу и воздух.

Бесспорным шедевром инкской архитектуры стал Храм Солнца, возведенный на скале и напоминающий гнездо гигантской птицы. Отсюда жрецы вели астрономические наблюдения, определяли положение солнца, что было необходимо для проведения религиозных ритуалов.

У подножия скалы, на которой возвышается Храм Солнца, находится вход в пещеру — усыпальницу знатной персоны. Инки свято верили, что душа человека остается связанной с телом до того момента, пока его не тронуло тление, поэтому умершие представители знати и духовенства подвергались особой мумификации. На востоке, за чертой города был найден ритуальный камень с 3 ступенями: одна знаменует небо — обитель богов, вторая — землю, а третья — подземное царство. На этот камень клали тела умерших, где днем под воздействием солнечных лучей (а ночью — холодных ветров) происходила естественная мумификация.

Новые загадки принесли раскопки «Зала ступок», в центре которого стоят камни с выдолбленными в них лунками, систематически наполняемыми водой. Особое расположение окон, способствующее фокусированию солнечных лучей, позволяло использовать зал для астрономических наблюдений и расчетов. Имеет место и версия, что эти лунки жрицы использовали при изготовлении красок из толченых минералов и растений, необходимых для росписи стен, тканей и сосудов.

Дорога, ведущая из Мачу-Пикчу в Куско, является прекрасным образцом мастерства древних строителей: даже в разгар сезона дождей она находится в прекрасном состоянии. Помимо того, что дороги в империи Инков имели важное стратегическое значение, они содействовали культурному обмену между областями государства — благодаря ним люди передавали друг другу секреты искусства керамики, обработки металлов, ткачества и архитектуры.

Так как Инки не знали колеса, чаще всего они строились ступенчатыми. Через реки сооружали каменные или подвесные канатные мосты, считавшиеся священными объектами.

Вокруг высокогорного города на традиционных инкских узких террасах вдоль крутых горных склонов размещались обрабатываемые земли. И террасы, и тысячи соединявших их ступенек сохранились здесь на многие века.

Город Инков сегодня

В наши дни Мачу-Пикчу, место поразительной истории и неразгаданных тайн, в последние десятилетия стал популярным центром мирового туризма. Многие устремляются сюда, чтобы своими глазами увидеть совершенное строительное искусство Инков. Немало людей привлекает сюда и миф об Эльдорадо, богатой эпической стране. В 2011 г. в целях ограничения количества посетителей были приняты новые правила, согласно которым посетить древний город могут только 2,5 тыс. туристов в день.

Мачу-Пикчу находится в труднодоступном районе, прямо в облаках, автомобильной дороги туда нет, поэтому в целях развития туризма была построена железная дорога из Куско до близлежащего населенного пункта Агуас-Кальентес (исп. Aguas Calientes).

Храм Солнца

Сохранилась и оригинальная тропа Инков, идущая вдоль реки. В окаймленной высокими горами долине, по которой петляет Урубамба, практически никогда не бывает ветра. Полумрак здесь царит даже днем, а рев воды заглушает все звуки.

Как добраться до Мачу-Пикчу

«Бархатным сезоном» в Перу является сухой зимний период (июль — август), когда держится самая комфортная температура воздуха — около +20 °C. Каждый зимний сезон уникальный музей под открытым небом «кормит» всю страну доходами от туризма. Мачу-Пикчу открыт для посещения с 6:00 до 17:30, вход платный.
Прилетев в Лиму — столицу Перу, надо сделать пересадку на самолет до Куско, откуда до Мачу-Пикчу можно добраться несколькими способами:

  • Самый популярный: доехать на поезде от станций Ольянтаитамбо (исп. Ollantaytambo) или Порой (исп. Poroy) до Агуас Кальентеса (исп. Aguas Calientes), самого близкорасположенного к древнему городищу населенного пункта. На этот поезд всегда много желающих, поэтому билет лучше приобрести заранее по интернету. Ежедневно из Куско отходят 6 поездов (с 06:40 до 09:05), а обратно — с 15:20 до 17:50.

До цели путешествия можно доехать на туристическом автобусе (они ходят с 05:30 с интервалом в 15 мин.), о входном билете на территорию музея тоже надо заранее позаботиться, так как у его входа билеты не продаются.

Имейте в виду, что с 14:00 настоящего дня продаются билеты на следующий день, при себе нужно иметь паспорт. Билет дает право только на вход в городище, но самые любознательные и отважные путешественники (200 человек в день, в 7 и 10 ч.) могут подняться на соседнюю гору Уайна-Пикчу (кеч. Wayna Pikchu — «Молодая гора»).

На поселковой остановке всегда длинные очереди, но при организованном движении очередь продвигается достаточно быстро, сам путь на гору занимает 10-15 минут. На обратной дороге можно сэкономить, устроив себе «крутой» спуск по ступенькам через горные джунгли, который займет около часа. Трудности спуска с лихвой компенсируются замечательными окружающими видами.

Помните о лимите, установленном ЮНЕСКО в целях сохранения исторического архитектурного комплекса: ежедневно сюда допускается не более 2,5 тысяч туристов. Поэтому забронируйте билеты на экскурсию заранее.

Взрослый

Студент

Мачу-Пикчу

70 USD $

41 USD $

Мачу-Пикчу + Уайна-Пикчу

86 USD $

57 USD $

Мачу-Пикчу + Гора

86 USD $

57 USD $

Мачу-Пикчу + Музей

77 USD $

45 USD $

Забронировать сейчас

Цены актуальны на март 2018 г.

Некоторые туристы предпочитают добираться из Агуас-Кальентес до заброшенного города Инков пешком. В этот непростой и протяженный горный поход лучше отправляться около 5 ч. утра, чтобы на месте встретить восход солнца.

  • Самый интересный: отправиться пешком по древней Тропе Инков. Для такого похода, рассчитанного на 4 дня пути, потребуется средняя физическая подготовка участников.
  • Самый бюджетный: из Куско на маршрутке или автобусе доехать до Ольянтаитамбо, затем добраться на автобусах сначала до Санта-Марии (исп. Santa María del Mar), потом до Санта-Терезы (исп. Santa Teresa) и Гидроэлектрики (исп. Hidroelectrica). Вся поездка займет около 6 ч. От Гидроэлектрики до Aguas Calientes можно дойти пешком за 1,5 — 2 часа.

Любопытные факты

  • Профессор Йельского Университета Хайрам Бингем, который долгое время работал над изучением руин инкской цивилизации, на основе своих открытий написал несколько популярных книг, таких как «Загадка Мачу-Пикчу» и «Затерянный город Инков».
  • Интересно, что Инки строили свои города в форме животных. С высоты птичьего полета Куско, к примеру, напоминает пуму. А Мачу-Пикчу построен в форме птицы кондор. Остается лишь гадать, кто в XV веке мог сверху это увидеть.
  • Религия оказывала огромное влияние на жизненный уклад и поведение Инков, они чтили богов и старались жить, соблюдая главную заповедь: «Ама суа, ама льюлья, ама челья» (кеч. Ama Sua, Ama Llulla, Ama Qhella — «Не воруй, не лги, не ленись»).
  • В 1983 г. М-П вошел в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО, став центром мирового туризма. Сегодня его каждый день посещают до 2,5 тыс. туристов, но в целях сохранения памятника организация требует сократить число ежедневной посещаемости втрое.
  • М-П имеет размеры 530х200 м. и четко разделен на 2 зоны: сельскохозяйственную (состоящую из террас, расположенных на крутых гранитных склонах), и городскую (включающую в себя главную площадь, извилистые улочки и до 200 построек). Обе зоны разделены лестницами, стеной и рвом.
  • Чтобы возвести укрепление в крайне неудобном для строительства месте, требовались колоссальные усилия и непревзойденное мастерство. Однако титаническая работа была проделана не зря, ведь массивные стены и ступенчатые террасы уже более 550 лет надежно держат таинственный город, не позволяя природным стихиям снести его с высоты горного хребта.
  • Х. Бингем, открывший затаенное место в 1911 г., выдвинул гипотезу о том, что Мачу-Пикчу был городом жриц, «девственниц Солнца». Но в результате скрупулезных исследований ученых было установлено, что здесь жили и представители сильного пола. Правда, из 173 скелетов, найденных в древних руинах, мужчинам принадлежали только 23 из них.
  • Существовало поверье, что если к священному камню «Интуниана» прикоснуться лбом, то человеку откроется мир духов и божественная энергия Солнца.
  • Долгое время предполагалось, что этот горный район был заселен людьми задолго до появления цивилизации Инков. Самыми прогрессивными учеными авторство построек приписывалось инопланетным зодчим. Но современные исследователи установили, что город был возведен в 1450 г. и вполне мог быть летней резиденцией правителя и его двора, т.к. в столице Куско было намного жарче.
  • Ученые отвергают теорию о внешнем вторжении: ни разрушений, ни следов насилия здесь не обнаружено. Есть гипотеза, что население выкосила эпидемия оспы. Вполне вероятно, что жители оставили родной дом в наказание за бесчестье, нанесенное одной из жриц. В государстве Инков насилие над солнечной девой каралось смертью как самого виновного, так и всех его родственников. Мало того, на оскверненном месте уже запрещено было жить всей общине в целом, даже животным.
  • У Инков многие камни почитались, как священные. Возможно, этим фактом объясняется столь тщательная подгонка каменных блоков: между некоторыми не просунуть даже лезвия! Правда, ювелирной степени обработки подвергались только камни, шедшие на строительство храмов и домов знатных горожан.
  • Мачу-Пикчу был окружен «анденес» — специальными ступенчатыми сельскохозяйственными террасами, укрепленными стенами из грубо отесанных глыб. От них и возникло название горного массива. Анденес заполняли плодородной почвой, доставляемой из долины реки Урубамбы. Здесь выращивались картофель, маис, целебные травы и даже цветы.
  • Для Инков золото и серебро были сакральными металлами, которые они именовали не иначе, как «слезами Солнца и Луны». У европейцев к драгоценным металлам было совсем иное отношение. Первые отряды испанских конкистадоров, захватившие Куско, обнаружили здесь такое множество золотых предметов, что в течение около полугода они переплавляли их в слитки, которые затем отправляли в метрополию. Это все послужило причиной невиданного за всю историю человечества обесценивания золота, подешевевшего тогда в несколько раз.
  • Исчерпав золотой запас Инков, испанцы предприняли очередную кампанию по поиску драгоценных камней и металлов в районе Куско. В силу своего труднодоступного местоположения, Мачу-Пикчу долго отождествлялся с затаившимся сказочным краем. Несмотря на то, что сокровищ здесь не было найдено, его прозвали «Золотым городом Инков». Одинокий, притаившийся в скалах он все равно является одним из самых загадочных и удивительных мест планеты.
  • Ответ на вопрос «Куда пропали жители Мачу-Пикчу?» учеными пока так и не найден.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *