Коимбра Португалия достопримечательности

Коимбра за один день: почему стоит посетить этот португальский город и что там нужно посмотреть

Коимбра расположена на середине пути из Лиссабона в Порту, что очень удобно. Сел на поезд, вышел на половине дороги из пункта А в пункт Б и остался в городе на целый день.

Впрочем, многие подвернувшейся возможностью посетить Коимбру пренебрегают. И несложно догадаться почему. Город не столь хорошо известен в широкий кругах, как тот же Порто. Я же настоятельно советую вам во время поездки по стране сделать тут остановку на полный день и одну ночь. Поверьте, Коимбра этого достойна.

Португальская присказка гласит: «Порту работает, Брага молится, Коимбра учится, а Лиссабон добывает деньги». Невероятно четкое распределение обязанностей, неправда ли? Действительно, до 20-х годов прошлого века Коимбра ассоциировалась у португальцев исключительно с учебой, ведь здесь находится один из старейших в Европе университетов всеобщего образования.

Его основал в 1290 году специальным декретом король Диниш. До 1910 года университет Коимбры оставался единственным высшим учебным заведением Португалии, так что знакомство с городом стоит начать именно с него.

УЧИСЬ, СТУДЕНТ!

Расположен университет на холме в исторической части города – Альмедине, и не найти его – сложно: символ альма-матер – башня-колокольня – возвышается над городом и видна из любой его точки. Собственно, на нее и следует держать курс.

Старое здание университета больше напоминает музей или дворец, и это неспроста. Дело в том, что до 1537 года его учебные корпуса были резиденцией короля Жуана III, а сам университет постоянного помещения не имел и профессора со студентами обитались, то в Коимбре, то в Лиссабоне.

Когда же король разумно посчитал, что очередной дворец ему без надобности, а вот единственный в Португалии университет все-таки нуждается в постоянном доме, он пожертвовал в пользу науки свою личную резиденцию.

Собственно, именно поэтому памятник щедрому и просвещенному правителю красуется в университетском дворе Патио-даш-Эсколаш. Характерно, что в исторических аудиториях занятия ведутся до сих пор, в том числе, и в вечерние часы. Так что не слишком резво заглядывайте в классы – иначе можете ненароком нарушить учебный процесс.

На фото сверху – университетский двор, на фото снизу – памятник Жуану III

Если же говорить о знаменитых выпускниках данного учебного заведения, то самые известных из них – личности строго противоположные по вкладу в историю человечества: Святой Антоний Падуанский и диктатор Салазар.

Портреты других личностей напрямую или косвенно связанных с учебным заведением, можно увидеть в местной портретной галерее – туда поднимаешься из внутреннего дворика по высоким лестницам.

Само собой, по большей части здесь со стен на вас смотрят священники и португальские короли. Все портреты монарших особ выполнены в общем стиле, ведь написал их один художник – Карлуш Фалш.

Осмотрев галерею мы направились в университетскую капеллу Сан-Мигель, что расположена у лестниц, ведущих к аудиториям. Тут, как говорится, слова излишни. Оформлена капелла с настолько нарочитой роскошью, что она прямо-таки бьет по глазам, а от многоцветия и золота впору и ослепнуть.

На фото: университетская капелла Сан-Мигель

Прибавьте к этому керамические панно и огромный орган, который столь богато декорирован позолоченной резьбой по дереву, что кажется этаким гигантским яйцом работы Фаберже.

На фото: фрагмент оформления органа в университетской капелле

И все-таки главная сокровищница португальской альма-матер – библиотека «Жуанина». Она была учреждена еще в XV веке Альфонсом V Африканским, однако основную частью коллекции книг – 300 тысяч томов получила в дар короля Жуана V.

Попасть в библиотеку – не так-то просто. Туристов пускают внутрь группами по 25 человек и лишь в сопровождении гида. Если опаздываешь на экскурсию – увы, присоединиться к своим не получится. Поэтому на осмотр «Библиотеки Жуанина» следует приходить заранее, ведь, как говорится, лучше 5 минут подождать, чем потом двери целовать.

Первая часть экскурсии нас разочаровала и даже немного расстроила. Ну, да, вот каземат, где держали провинившихся школяров. А вот старинные тома под стеклом: уважение, конечно, они вызывают, но душевного трепета – никакого. Уже думали развернуться и уйти, но тут и случилось чудо! Нас допустили в ту самую «Жуанину» – знаменитое историческое помещение библиотеки, построенное в начале XVIII века и состоящее из трех залов: пурпурного, синего и оливкового.

Что сказать? А ничего! Лишь безмолвное восхищение может передать всю глубину восторга. Высокие потолки, стеллажи из каштанового дерева, роспись на потолке и резные карнизы. По своему убранству «Жуанина» превосходит даже Национальную библиотеку Австрии в Вене.

Один минус – фотографировать это роскошество нельзя: служители пристально следят за туристами. Любопытный момент: в библиотеке живет племя летучих мышей. Они обитают на верхних этажах стеллажей и считаются животными очень полезными, поскольку поедают вредных насекомых, которые могут повредить старинные фолианты.

СЕ-ВЕЛЬЯ ПЕРВЫЙ СОБОР С АЗУЛЕЖУ

При желании во время посещения университета можно подняться на колокольню, чей звон в старые времена возвещал начало и окончание учебного дня, или на галерею, но лично я в этом особого смысла не вижу, все равно на холме находитесь и несколько сотен метров над уровнем земли принципиально панорамный вид не изменят.

А вот старый кафедральный собор Се-Велья (Sé Velha), что возведен тут же в центре Альмедины, рекомендую не пропускать. Здание в романском стиле. Приземистое, выстроено из желтого известняка, а его северный портал декорирован керамической плиткой азулежу.

Строили собор, как и положено, неспешно. Начали при короле Афонсу Энрикише в XI веке, основное здание доделали уже в XII, а изразцовые панно, что украшают внутренние помещения храма, были созданы в XVI столетии по приказу короля Мануэля I.

Кстати, про них стоит сказать отдельно. Это сегодня керамические изразцы у всех и вся ассоциируется исключительно с Португалией, но впервые в истории данный декоративный прием для оформления собора примерили именно здесь, в Коимбре. Так что Се-Велья, что называется, успешно задал тренд. Это после него почти все храмы страны оказались «покрыты плиткою абсолютно все».

На фото: фрагмент декора собора, резьба по камню и азулежу

Помимо панно в соборе заслуживают внимания и деревянные потолки в мавританском стиле, созданные в 1520 году, а также алтарь из позолоченного и раскрашенного резного дерева с фигурой Девы Марии в центре – его в XVI веке выполнили на заказ фламандские художники.

На фото: фрагмент алтаря в соборе Се-Велья

Да и под каменными арками в саду собора гулять приятно, кстати, это место очень напоминает о внутреннем дворике монастыря Жеронимуш в Лиссабоне.

СОКРОВИЩА НИЖНЕГО ГОРОДА

После осмотра Альмедины спускайтесь по одной из многочисленных улочек в нижнюю часть городского центра. В целом, какую бы дорогу вы не выбрали – разочарованы не будете, ведь Коимбра – город разноцветный, немного суматошный и по-хорошему эклектичный.

На фото: дороги, ведущая в нижнюю часть центра Коимбры

Невысокие яркие домики построены друг к другу впритирку, оттого они вызывают ассоциации с кубиками. Большинство местных построек из известняка – карьеры, где добывают этот камень, находятся как раз неподалеку.

На фото: улочки нижнего центра Коимбры

И, да, именно благодаря данному близкому соседству, городские здания смотрятся столь интересно. Дело в том, что по причине активной добычи известняка в Коимбре еще в романскую эпоху сформировалась мощная скульптурная школа, а потому и простые дома, и храмы здесь издревле украшались статуями, как животных или людей, так и сказочных или мифических существ.

На фото: каменные статуи на фасаде монастыря Санта-Круш

Правда, к сожалению, известняк быстро выветривается, так что многое из роскоши былой до наших дней не дошло или хранится в местном музее Машаду-ди-Каштру, но, как говорится, и остатки сладки, а созерцать их глазу приятно.

Новое время в архитектурный облик города тоже внесло свои коррективы. Теперь многие здания Коимбры украшают не только каменные фигуры, но и граффити, впрочем, выполнены они со вкусом и не уродуют исторический центр, скорее, придают ему живости.

Эклектика – наше все!

Во время прогулки вы неизбежно дойдете до дворца Соб-Рибаш, который представляет собой перестроенную сторожевую башню, что раньше была частью крепостной стены.

А близ него находится красивейший августинский монастырь Санта-Круш (Mosteiro de Santa Cruz), внешний облик которого способен впечатлить и человека, королевскими дворцами избалованного. Чего стоит одна лишь его арка, выполненная в стиле мануэлино, украшающая вход в собор! Это же подлинная поэзия, замершая в камне.

На фото: августинский монастырь Санта-Круш (Mosteiro de Santa Cruz)

Внутри монастыря тоже интересно. И не только потому что здесь находятся гробницы первых португальских королей Афонсу Энрикиша I и его сына Саншу. Местные изразцовые панно, иллюстрирующие сцены из священного писания, – гигантского размера, а резная каменная кафедра и вовсе практически беспримерный в своем роде образец. Ее не только украшают монументальные статуи пророков, в основании кафедры находится изваяние шестикрылого дракона! Привет, Дейнерис Таргариен!

Кому церквей не хватило, берите на заметку еще две: аскетичную романскую церковь Сантьягу (Igreja de São Tiago) и церковь Сан-Бартоломеу (Igreja de São Bartolomeo) – они с двух сторон обрамляют рыночную площадь, которая своей формой напоминает раковину.

На фото: церковь Сантьягу (Igreja de São Tiago)

Собственно, здесь и стоит остановиться в одной из приглянувшихся вам кафешек, заказать себе бокал зеленого вина, дабы плавно перейти от обязательной культурной программы к расслабленной произвольной.

К слову, еще один объективный плюс Коимбры – в местных кафе и ресторанах очень низкие цены, что никак не отражается на качестве еды или напитков. Напротив, тут даже подчас вкуснее, чем в том же Лиссабоне.

Но это как раз объясняется просто, город – не только не столь популярное туристическое направление, как другие места Португалии, он еще и студенческий, а у «мучеников науки», как известно, с деньгами во времена и в любой стране мира перманентная напряженка.

Больше интересного в нашем канале в мессенджере Telegram

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

Surf

Юлия Малкова — Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

Коимбра (Португалия): достопримечательности

Coimbra – центр одноимённого округа и муниципалитета в центральной части Португалии. С туристической точки город незаслуженно находится несколько в тени Лиссабона–Синтры и Порту. Коимбра была первой столицей Португалии, а сейчас является её «Оксфордом»: здесь находится крупнейший университет страны, с которым, в основном, город ассоциируется. Коимбра условно делится на Верхний город в пределах средневековой стены, и Нижний город вне её. Рядом с Коимброй находятся известняковые карьеры, поэтому не только дворцы, но многие обычные дома украшены скульптурами.

У российских туристов старшего и среднего поколения на слуху ещё одна ассоциация – музыкальная. Этому городу посвящена самая известная песня «Чудесная Коимбра»выдающейся аргентинской певицы и киноактрисы Лолиты Торрес. Во второй половине XX в. она была необычайно популярна в СССР. В песне, сопровождаемой красивыми видами Коимбры, поётся о чудесном студенческом городе, в котором днём и ночью звучат звуки фаду, справедливо называемом музыкой португальской души. Коимбра, раряду с Лиссабоном считается центром фаду: здесь культивируется его
студенческая разновидность, отличающаяся свойственной молодёжи жизнерадостностью.

Дата основания Коимбры: 563 г.
Население города: 143 396 чел. (2011 г.)
Площадь города: 319 км²

Университетские достопримечательности

Коимбру можно назвать городом – университетом. Значительная часть жителей напрямую связана с ним, учась или работая в нём. Университет находится на холме в историческом районе Almedin. Колокольня на территории университета – архитектурная доминанта города, видная со всех его районов. В Средние века звон её колоколов сзывал студентов на занятия.

Студенты древнейшего университета Европы традиционно носят чёрные мантии, причём многие из них разорваны на спине. Не спешите жалеть бедного студента или студентку: это – знак наличия у него (неё) подруги (друга). Заштопанная мантия, напротив, означает отсутствие таковых. А получению мантии предшествует целый ритуал, напоминающий «дедовщину»: новички должны пройти через весь город с привязанными к ногам консервными банками. Другой вариант – ношение ослиных ушей или ползание по тротуару.

Коимбрский университет (Universidade de Coimbra)

Коимбре свойственны и другие условные знаки, неожиданные для туристов. Что, например, может обозначать ветка дерева над входом в квартиру? Оказывается, вовсе не любовь хозяев к природе, а готовность… налить всем желающим за весьма умеренную плату. А чёрные таблички на фасадах укрепляют предлагающие свои услуги адвокаты.

Но вернёмся к Коимбрскому университету. Он был основан в 1290 г., как ни странно … в Лиссабоне. Старейший университет в стране окончательно обосновался в Коимбре в 1537 г. Заведение отнесено к памятникам культурного наследия человечества. Его факультеты находятся в различных районах Коимбры в старинных зданиях, часть которых – исторические достопримечательности. Удивляться этому не приходится, если учесть, что ранее они входили в королевскую резиденцию.

В 1537 г. весьма просвещённый король Жуан III посчитал, что негоже университету не иметь постоянного помещения, и отказался от коимбрской резиденции в пользу университета. Присутствие монарха, тем не менее, сохранилось до сегодняшнего дня, правда, в виде памятника перед главным входом, воздвигнутого благодарными горожанами.

Памятник королю Жуану III

А вот и сам главный вход. Действительно, настоящий храм (науки). Посещение исторических памятников на территории действующего университета сопряжено с некоторыми понятными ограничениями.

Библиотека Жуанина

Не только Жуан III оставил о себе добрую память в Коимбре. Другому португальскому монарху – Жуану III, город обязан красивейшим зданием Главной библиотеки университета, построенной в начале XVIII в. в стиле барокко по высочайшему повелению. Король пожертвовал университету и личную библиотеку.

Интерьер Biblioteca Joanina действительно выполнен с королевским размахом. В трёх больших декорированных залах – пурпурном, синем и оливковом, двухэтажные полки на стеллажах из каштанового дерева под потолок хранят свыше четверти миллиона книг, напечатанных до XIX в. Столы в читальных залах изготовлены из эбенового и розового дерева, а кресла и переплёты книг – кожаные. Многие детали интерьера позолочены.

Библиотека Жуанина (Biblioteca Joanina)

Оптимальная температура поддерживается благодаря массивным стенам и дверям из тика. Постоянно видеть это великолепие могут не студенты, и даже не преподаватели, а … летучие мыши, «работающие» в библиотеке. Их колония по ночам уничтожает насекомых, которые могут повредить старинные фолианты.

Библиотека – одна из главных достопримечательностей Коимбры. Её посещение возможно только по предварительной записи в составе организуемых экскурсий группами по 25 человек в строго определённые часы. Опоздавшие реально рискуют лишиться экскурсии. 8 EUR – небольшая плата за испытываемые в прекрасном дворце-библиотеке эмоции.

Вилла слёз великой любви

С Quinta das Lágrimas («Виллой слёз») связана потрясающая история великой любви, происшедшая в XIV в., и впервые поведанная миру «португальским Гомером» – поэтом Луишем де Камоэншем в произведении Os Lusíadas («Луизиада»). Этот сюжет вдохновил множество композиторов, художников и кинематографистов на создание произведений по его мотивам. В частности, в России в XVIII в. в Мариинском театре был поставлен балет на эту тему. В Третьяковской галерее экспонируется картина Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро». В 2009 г. в прокат вышел французский фильм «Мёртвая королева», поставленный по одноимённой пьесе.

В годы правления в Португалии короля Афонсу IV, он часто с семьёй жил в прежней столице. Португалии нужно было дружить с могущественным соседом – Испанией, поэтому король женил наследника Педру на испанской принцессе Констанце Кастильской. При первой встрече с невестой Педру без памяти влюбился не в неё, а в её фрейлину – Инеш де Каштру. Та ответила взаимностью, и, к неудовольствию отца, Педру начал регулярно встречаться с Инеш в саду на левом берегу реки Mondego, тогда называемом Quinta do Pombal.

В борьбе за супруга Констанца сделала Инеш крёстной матерью своего первенца, рассчитывая на то, что, по церковным законам, крёстные становились родственниками, связь между которыми запрещалась. Ребёнок, однако, не прожил и недели. Через некоторое время скончалась и Констанца, после чего Педру стал открыто жить с Инеш. Её родственники не рассматривались королевским двором как союзники, поэтому король стал подыскивать сыну новую невесту. Тот, однако, не желал слышать ни о ком, кроме Инеш.

По настоянию советников, встревоженных растущим влиянием окружения Инеш на Педру, Афонсу IV решился на физическое устранение Инеш наёмными убийцами. Горе Педру было безмерным. Согласно преданию, из пролитых им слёз возник Fonte das Lágrimas («Родник слёз»), на дне которого по сей день растут красные водоросли – символ крови Инеш.

В ответ на убийство Инеш Педру объявил отцу войну, и вынудил того разделить власть с сыном. После смерти отца, ставший королём Педру I разыскал и подверг страшной казни двух из трёх убийц Инеш. После этого он решился бросить вызов самой смерти. По его приказу эксгумированное тело Инеш было посажено на трон, и проведена официальная церемония её коронации, во время которой королевский двор целовал руку мёртвой королевы. Эта жуткая и величественная церемония была проведена в Кафедральном соборе Se Velha de Coimbra.

После этого Инеш де Каштру с королевскими почестями перезахоронени в саркофаге монастыря Алкобаса. Согласно завещанию, Педру I был похоронен там же, напротив своей возлюбленной с тем, чтобы в день, когда мёртвые восстанут из гробов, первым увидеть свою Инеш.

В последующие годы построенный здесь дворец стал называться «виллой слёз». Один из гостей хозяина, потрясённый рассказанной ему историей, установил на территории сада мемориальную доску с отрывком из «Луизиады». Затем вилла успела побывать собственностью Университета и местом приёма монарших особ. В конце XX в. на этом месте была открыта 5-звёздочная гостиница Quinta das Lágrimas.

Вилла слёз великой любви (Quinta das Lágrimas)

Историю великой любви Педру и Инеш де Каштру знает каждый португалец. Множество португалок, особенно в Коимбре, названы Инеш в честь средневековой красавицы. В 2005 г. 650-летие её гибели с большим размахом отмечалось на государственном уровне.

Окружающий нынешнюю «Виллу слёз» парк с фонтанами Любви и Слёз и мемориальной доской XIX в. открыт для посещения ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 17–19 (в зависимости от месяца) часов. Два EUR – мизерная плата за прикосновение к великой истории любви.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *