Финляндский вокзал метро

Финляндский вокзал (Санкт-Петербург)

Финляндский вокзал (Санкт-Петербург)

Станция СПБ-Финляндский
Финляндское направление
Октябрьская железная дорога
Дата открытия 1870
Тип пассажирская
Количество платформ 5
Тип платформ(ы) 5 островных
Форма платформы прямая
Архитекторы вокзала П. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, инженер И. А. Рыбин
Расположена пл. Ленина, ул. Комсомола
Переходы на станции ст.м. Площадь Ленина
Тарифная зона 0
Финляндский вокзал — Выборг
Легенда

Финляндский вокзал

Ланская

Белоостров через Сестрорецк

Удельная

Озерки

Шувалово

Парголово

Левашово

Песочная

Дибуны

Белоостров

Финляндский вокзал через Сестрорецк

Солнечное

Репино

Комарово

Зеленогорск

Выборг через Приморск

Ушково

Рощино

63 км

Горьковское

Шевелёво

Каннельярви

Заходское

Кирилловское

Лейпясуо

Гаврилово

Лебедевка

117 км

Верхнее Черкасово

Лазаревка

Зеленогорск через Приморск

Выборг

Хельсинки

Финляндский вокзал и окрестности, вид с вертолёта

Финля́ндский вокза́л — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург — Финляндский, один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга. Расположен по адресу: площадь Ленина, 5.

История

Первое здание вокзала было возведено в 1870 году (архитектор Пётр Купинский) для железной дороги, которая связала столицу с Великим княжеством Финляндским. Дорога была проложена в 1862—1870 годах до станции Рихимяки, которая находилась на построенной в 1858—1862 годах первой в Финляндии железной дороги между городами Тавастгус (Хямеэнлинна) и портом Гельсингфорс (Хельсинки).

На Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года приехал вернувшийся из эмиграции Владимир Ленин. В память об этом событии на площади у старого здания Финляндского вокзала в 1926 году был установлен памятник (скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). В 1957 году на вокзале был установлен доставивший Ленина в Россию паровоз № 293 (дар правительства Финляндии Советскому Союзу).

Вокзал был единственным, действовавшим в годы блокады: здесь начиналась «Дорога жизни», и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. В память об этом на перроне вокзала в 1973 году был установлен первый из 36 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни».

В 1950-х годах была проведена комплексная реконструкция вокзала (архитекторы П. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, инженер И. А. Рыбин). Был построен наклонный ход станции метрополитена «Площадь Ленина» (станция метро была открыта 1 июня 1958 года в составе второй очереди метрополитена), на месте вокзальных корпусов, выходивших на улицу Комсомола, было возведено новое главное здание вокзала в стиле функционализм (открыто 4 июня 1960 году), обращённое к Неве.

На путях вокзала работает моторвагонное депо Санкт-Петербург Финляндский.

В 1970-е годы были разобраны почти все боковые (обращенные к Финскому переулку) корпуса старого вокзала, кроме центрального ризалита, включённого в одно из новых зданий.

В начале XXI века схема прохода по вокзалу пассажиров была изменена. В местах входа-выхода пассажиров были поставлены турникеты, и выход на Боткинскую улицу был закрыт.

Вокзал сейчас

Кассовый зал перекрыт железобетонной оболочкой — одной из первых в городе конструкций такого типа. На перроне Финляндского вокзала в стеклянном павильоне установлен паровоз № 293, доставивший Ленина в Россию в октябре 1917 года (дар правительства Финляндии Советскому Союзу). Рядом находится первый из 36 мемориальных километровых столбов, поставленных в 1973 году вдоль железнодорожной ветки легендарной «Дороги жизни», которая здесь начиналась.

С Финляндского вокзала отправляются пригородные поезда в северо-западном и северо-восточном направлениях, а также поезда дальнего следования «Репин» и «Сибелиус» сообщением Санкт-Петербург—Хельсинки. В левом крыле вокзала — наземный вестибюль станции метро «Площадь Ленина».

Вокзал относится к Октябрьской железной дороге.

Направление Тип Примечание
Санкт-Петербург — Хельсинки Дальнего следования Фирменные поезда «Репин» и «Сибелиус»
Выборгское направление (Санкт-Петербург — Выборг) Пригородного сообщения
Экспресс Промежуточные остановки: Удельная, Зеленогорск
Санкт-Петербург — Белоостров (через Сестрорецк) Пригородного сообщения
Приморское направление (Санкт-Петербург — Выборг через Приморск) Пригородного сообщения
Санкт-Петербург — Кузнечное Пригородного сообщения
Экспресс Промежуточные остановки: Девяткино, Сосново, Лосево, Приозерск
Санкт-Петербург — Ладожское Озеро Пригородного сообщения
Санкт-Петербург — Невская Дубровка (Дорога Жизни) Пригородного сообщения
Остановочные пункты железной дороги
Предыдущая станция:
Финляндское направление Октябрьской железной дороги Следующая станция:
Ланская или Кушелевка

Подземный переход

Под вокзалом существует подземный пешеходный переход. Он обеспечивает дополнительный выход с платформ электропоездов слева и справа от вокзала. Переход начинается от дома Финский пер., 8; Ленина пл., 8, имеет выходы на трамвайных остановках посреди площади, около здания вокзала, внутри вокзала на всех платформах и за территорией вокзала напротив дома 37, корп. А по улице Комсомола. Подвокзальная территория отделена от уличного перехода дверями. В нём расположены туалет, продуктовый магазин, книжный магазин и камеры хранения. Во время ремонта вокзала к 300-летию Петербурга переход был отреставрирован. Сейчас он аккуратно выглядит; покрашенные в жёлтый цвет стены и колонны венчает лепной карниз. В связи с оборудованием вокзала турникетами переход был поделён на две части декоративными решётками. По одной половине перехода осуществляется сквозной проход под вокзалом, по другой — выход пассажиров электропоездов в город. Пешеходы не имеют возможности попасть на платформы вокзала.

> Перспективные проекты

РЖД осваивает проект скоростного сообщения Санкт-Петербург←→Хельсинки.

> Разное

В просторечии вокзал часто называют «Финба́н» (от нем. Finnischer Bahnhof) или «Финвал» от сокращения слов Финляндский вокзал (русский эквивалент первого).

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
Вокзалы Санкт-Петербурга
Железнодорожные вокзалы
Действующие Балтийский | Витебский | Ладожский | Московский | Финляндский

Закрытые Варшавский | Охтинский | Приморский

Автобусные вокзалы и станции

Автовокзал · Автостанция «Парнас»

Морской транспорт
Большой порт Санкт-Петербург

Пассажирское сообщение Морской вокзал

Грузовые порты Морской порт Санкт-Петербург · Порт Приморск1

Многофункциональные порты Кронштадтский порт2 · Ломоносовский порт2

Речной транспорт

1 — Порт Приморск расположен в Выборгском районе Ленинградской области, но входит в комплекс Большого порта Санкт-Петербург

2 — помимо грузовых и пассажирских операций, Кронштадский и Ломоносовский порты используются для базирования военных и гидрографических судов

Финляндский вокзал — Выборг
Легенда

Финляндский вокзал

Ланская

Белоостров через Сестрорецк

Удельная

Озерки

Шувалово

Парголово

Левашово

Песочная

Дибуны

Белоостров

Финляндский вокзал через Сестрорецк

Солнечное

Репино

Комарово

Зеленогорск

Выборг через Приморск

Ушково

Рощино

63 км

Горьковское

Шевелёво

Каннельярви

Заходское

Кирилловское

Лейпясуо

Гаврилово

Лебедевка

117 км

Верхне-Черкасово

Лазаревка

Зеленогорск через Приморск

Выборг

Хельсинки

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *