Дрезденская галерея адрес

Собрание Веттинов

Как и во многих монарших резиденциях, начало всемирно известному собранию было положено основанным в 1560 году кабинетом изящных искусств (Kunstkammer), где наряду с природными феноменами, изделиями ручного труда и разного рода диковинками выставлялись полотна итальянских и фламандских мастеров живописи.

Систематически же собирать произведения старых мастеров стал курфюрст Август II Сильный (1670—1733), который слыл ценителем искусств и перестроил весь центр Дрездена. В 1722 году состоялась инвентаризация собрания живописи, выделенного из состава кунсткамеры. По приказу курфюрста его выставили на обозрение придворной знати в перестроенном здании придворной конюшни. Помимо живописи, собрание саксонских курфюрстов включало уникальную коллекцию фарфора, интересную подборку научных инструментов и гравюрный кабинет — старейшую в Центральной Европе коллекцию графики.

Страсть к собиранию произведений искусства унаследовал от отца Август III. Подобно родителю, он мог себе позволить весьма дорогостоящие покупки за счёт поступлений из казны огромного Польско-Литовского государства, чей выборный трон он занимал. Для приобретения он отбирал только шедевры, полагаясь на советы проницательного Альгаротти.

В 1741 году Август III приобрёл 268 полотен из собрания Валленштейна, в том числе «У сводни» Яна Вермеера Делфтского. Чуть позже за ними последовали многочисленные работы из королевской галереи в Праге, а в 1745 году — «сто лучших картин» из собрания обедневшего герцога Моденского, среди которых были работы Корреджо, Веласкеса, Тициана. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения. «Царём художников» в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой — «Сикстинская мадонна». Это полотно удалось привезти из церкви Сан-Сиксто в Пьяченце.

Галерея в XX веке

Между тем приближались годы, ставшие трагическими для культурной жизни Дрездена. В 1937 году многочисленные работы, в том числе полотна немецких экспрессионистов, были изъяты нацистами из собрания и уничтожены как «искусство упадничества и вырождения». И хотя значительная часть работ была надёжно укрыта в шахтах от налётов авиации, от бомбардировок пострадали более 300 работ. Серьёзные повреждения получило и само здание галереи Земпера.

В 1945 году советские войска вывезли из Дрездена в качестве трофеев значительную часть найденного в шахтах собрания. Судьба 450 картин собрания неизвестна. На протяжении 10 лет повреждённые сыростью шахт картины из Дрездена реставрировались и хранились в ГМИИ им. Пушкина. В 1955 году в ходе визита правительственной делегации СССР в Германскую Демократическую Республику по настоянию Н. С. Хрущёва Дрездену были возвращены 1240 картин. В 1956 году заново открылась часть галереи, построенной Земпером, а к 1960 году было восстановлено уже всё здание целиком, и город снова увидел лучшие произведения живописи.

В отличие от многих других музеев, Дрезденская галерея избегает новшеств, сохраняет исторический тип развески картин и гордится их потемневшими от времени позднебарочными рамами.

  • Шедевры Дрезденской галереи
  • Дрезденский триптих, Ян ван Эйк

  • Спящая Венера, Джорджоне (1510 г.)

  • Сикстинская мадонна, Рафаэль (1512—1513 годы)

  • Портрет мальчика, Пинтуриккио

  • Портрет молодого человека, Дюрер

  • Динарий кесаря, Тициан

  • Шоколадница, Жан-Этьен Лиотар

  • Блудный сын в таверне, Рембрандт

  • Девушка, читающая письмо у открытого окна, Вермеер

  • Охота на вепря, Рубенс

deletant

Эта знаменитая галерея, содержащая около 750 картин старых европейских мастеров, приобретённых в XVIII веке саксонскими правителями, построена вокруг одного всемирно известного шедевра — «Сикстинской мадонны» Рафаэля.

Прежде всего — о месте, в котором расположена галерея. Это так называемый Цвингер — архитектурный комплекс в стиле позднего барокко и неоренессанса, первоначально предназначенное под оранжерею для выращивания апельсиновых деревьев.

Оно стало декорацией для праздников и турниров саксонского дворянства.

В 1847-55 годах было построено крыло картинной галереи.

13 февраля 1945 года британская авиация разбомбила центр Дрездена, сильно пострадал и Цвингер. Так он выглядел сразу после войны.

При нацистах из собрания были изъяты многочисленные работы, а полотна немецких экспрессионистов уничтожены как «искусство упадочничества и вырождения».

Хотя значительная часть работ была спрятана от налётов союзнической авиации в шахтах, от бомбардировок пострадали более 300 картин.

В 1945 году советские войска вывезли из Дрездена в качестве трофеев значительную часть найденного в шахтах собрания. 10 лет поврежденные сыростью шахт картины реставрировались и хранились в ГМИИ им. Пушкина. В 1955 году Н.С. Хрущёв принял решение о возврате 1240 картин в Дрезден.

В отличие от многих других сооружений исторического центра в Дрездене, Цвингер стали восстанавливать ещё при ГДР и отреставрировали к 1964 году.
А вот так это крыло комплекса выглядело в сразу после прихода советских войск.
Сегодня Цвингер полностью восстановлен, местами ведётся поддерживающая реставрация.
Самой главной картиной в галерее является лучшая работа Рафаэля — «Сикстинская мадонна».
Тут всегда много народу, не обращающего внимания на присутствие других картин в зале.
Эти задумчивые ангелочки ещё в XIX веке начали собственную карьеру в рекламе.
Остальная часть галереи представляет собой свободно развешанные картины на однотонном фоне.
Галерея, разумеется, полностью доступна малоподвижным посетителям.
Есть один небольшой зал со скульптурой.
«Илия и жрецы Ваала» Кранаха.
«Мадонна со святыми» Бедоли.
«Рождество» Маратти.
«Спящая Венера» Джорджоне.
«Как же ты меня достал, наркоман чёртов…» Дюрера.
На самом деле, это боковые крылья Дрезденского Алтаря.
«Портрет молодого человека» его же.
«Портрет мальчика» Пинтуриккио.
Портрет Шарля де Солье кисти Гольбейна Младшего.
В галерее гордятся старинными барочными рамами и не меняют их на новые.
Это не Арья Старк идёт отравлять Фреев, а «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара несёт горячий шоколад и стакан воды.
Когда было лень придумывать название. «Девушка, читающая письмо у открытого окна» Вермеера.
«Турок в Италии» Россини.
Развалины задолго до атак союзнической авиации, ещё В XVIII веке Каналетто запечатлел разборку руин церкви Воздвижения св. Креста в Дрездене.
Несколько реалистичных натюрмортов. «Кухонный натюрморт с вазой с цветами, мертвыми птицами, рыбой и кошкой» Тенирса Младшего.
«Стол с зайцем и птицами» ван Утрехта.
«Цветы в вазе» Яна де Хема.
Если присмотреться, по всему букету ползают самые разнообразные насекомые.
Но больше всего в галерее мне понравились две картины Кранаха Младшего, связанные одним сюжетом.
Пигмеи пришли напасть на спящего Геркулеса.
Пришли с копьями, топорами и мушкетами.
Запустили ему стрелу прямо в бороду.
Результат немного предсказуем.
Всем настал карачун.
Даже тем, кто нападал со спины.

Tags: 2016, 5d3, art, museum, Дойчленд, Дойчленд/Саксония, Падарожжа дылетанта

Дрезден: Галерея Старых мастеров – одна из лучших картинных галерей Европы

Здравствуйте, друзья! Для всех ценителей искусства Галерея Старых мастеров в Дрездене является объектом №1 среди достопримечательностей Германии. И не только потому, что в Дрезденской галерее выставлен шедевр «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Знатоки здесь найдут множество работ времен Возрождения, принадлежащих кисти европейских живописцев с мировым именем.

Собрание сформировалось в XVIII веке стараниями саксонских правителей. Около 750 полотен приобрели Август Сильный и его сын и приемник Август III. Коллекцию составили шедевры признанных мастеров: ван Эйка, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Корреджо, Веласкеса, Каналетто и еще ряда мастеров, чьи имена уже звучали и в то время.

Преобладающее количество полотен XV-XVI веков определило название картинной галереи – «Старые мастера». В Дрездене есть и галерея Новых мастеров, расположенная в другом здании. Выставлены там работы не менее известных художников, но более позднего периода.

Чтобы составить предварительное знакомство с Дрезденской картинной галереей, я предоставлю следующую информацию:

  1. Где находится Галерея Старых мастеров
  2. Условия посещения картинной галереи
  3. Залы Галереи Старых мастеров

Где находится Галерея «Старые мастера»

Не спрашивайте в Дрездене, где находится картинная галерея. Большинство прохожих будет в недоумении, какой именно музей вас интересует. За той художественной галереей, которая интересует вас в первую очередь, в Германии давно закрепилось название «Старые Мастера», поэтому уточняйте, где найти Galerie Alte Meister.

Галерея Старых мастеров располагается в Цвингере — в его северо-восточном строении, созданном архитектором Готфридом Земпером. К статьям о Цвингере и достопримечательностях Дрездена я прилагала фото этого здания в полном виде.

Вход в галерею организован через центральную арку здания. Обязательно присутствующий информационный стенд подскажет, куда нужно войти:

Здание галереи было построено в 1847-55 гг. и являлось в Германии самым значимым музейным проектом XIX века. В современные годы назрело техническое обновление выставочных залов, и оно активно ведется несколько лет. Галерея уже оборудована новой системой кондиционирования, а полное завершение реконструкции намечено на 2018 год.

Условия посещения картинной галереи в Цвингере

В Цвингере, кроме Галереи Старых мастеров, находятся еще два уникальных музея – физико-математический салон и экспозиция королевского фарфора. В связи с этим создан единый билет, предоставляющий возможность посетить или все три музея, или любой из них по выбору. Стоимость билета 10 €, дети и подростки до 17 лет посещают музеи Цвингера бесплатно.

Время работы музеев – с 10.00 до 18.00, понедельник – выходной день. Приобретают билеты в кассах на нижнем этаже здания:

Кассы – это первый зал, куда попадают посетители через вход, описанный выше.

Кассир выдаст вам только билет, об остальном вы должны позаботиться сами. А именно: пройдите к правому углу кассовой стойки и возьмите бесплатную распечатку на русском языке с полезной информацией для посетителей по части расположения экспозиций. Если вы нуждаетесь в аудиогиде, – а я рекомендую им воспользоваться, — его вы получите за отдельную плату 3€ на стойке перед входом непосредственно в галерею.

Искусство вас окружит еще до того, как вы поднимитесь к первым экспозициям. Эти каменные панно вы увидите прежде, чем окажетесь в выставочных залах:

И еще важная информация. Фотографировать в музеях Цвингера можно, но без использования вспышки, и не приближаясь к экспонатам ближе, чем 50 см.

Залы Галереи Старых мастеров

Начинается экскурсия по галерее в большом зале с колоннами, где выставлены полотна живописцев XV-XVI века. Венецианская живопись и придворное искусство, портреты и алтари…

Работа «Мадонна с младенцем и ангелами» создана Сандро Боттичелли – известнейшим итальянским живописцем (1445—1510гг).

Экспозиции Дрезденской галереи объединены не по принципу школ, как это чаще принято, а по общим тенденциям, присущим европейскому искусству. Поэтому по соседству можно увидеть и портреты, и пастельную живопись, и натюрморты. Рядом в зале представлены полотна голландских, фламандских, немецких, французских и других мастеров:

Большое внимание уделено творчеству немецкого живописца Лукаса Кранаха (старшего). В экспозиции представлены Алтарь Святой Екатерины и молитвенные образы, религиозные сюжеты и портреты, тема Адама и Евы. Рядом выставлены «Святая Екатерина» (слева) и «Святая Варвара»:

Кранаха старшего считают мастером портрета, библейских и жанровых композиций. Особенно ценно в исполнении художника сочетание пейзажа и фигур. Поскольку Кранах долгое время был придворным художником саксонского курфюрста, в галерее собрана богатая коллекция его произведений. Еще некоторые работы Кранаха старшего и Кранаха младшего можно посмотреть в статье-продолжении.

Зал «Сикстинской Мадонны»

Главное полотно Галереи Старых мастеров – «Сикстинская Мадонна», написанная Рафаэлем в 1513-14 гг. Картину приобрел Август III в 1754 году после настоятельных переговоров, тянущихся два года, за невероятно высокую по тем временам цену – 20 тысяч дукатов. Говорят, что шедевр поместили в зале галереи, где стоял трон. Король настолько был восхищен картиной, что приказал убрать трон со словами: «Освободите место для великого Рафаэля!»

В настоящее время «Сикстинская Мадонна» располагается в главном зале на втором этаже галереи:

По наиболее распространенному предположению, образ Мадонны с младенцем на руках в окружении Святого Сикста и Святой Варвары был написан для небольшой монастырской церкви. Картина была выполнена на полотне, что нетрадиционно для того времени. В дополнение, это была первая работа, где в композиции нашлось место для зрителя. Святой Сикст раскрывает треугольник композиции, будто приглашая Мадонну спуститься к зрителю.

Трудно назвать еще какую-либо картину, обладающую такой же всемирной славой, как «Сикстинская Мадонна». Кто-то из посетителей Дрезденской галереи ожидает невероятного потрясения от встречи с картиной, и, если оно не наступает, остается разочарованным. Но зачем ждать каких-то пронзительных эмоций?.. Картина впечатляющая. Невероятно современная и естественная.

Посетители надолго задерживаются в зале, многократно прослушивают рассказ аудиогида об истории полотна. Признаться, мне как-то мешали те картины, которые расположены с двух сторон от «Сикстинской Мадонны». Либо там должны находиться работы меньшего размера, либо всю стену стоит посвятить только полотну Рафаэля…

Другие залы галереи

В Галерее Старых мастеров много картин, не восхититься которыми невозможно. Известная работа швейцарского живописца Ж. -Э.Лиотара «Шоколадница» очаровывает милым образом и своей историей:

Существует несколько версий того, кто стал прообразом Девушки, подающей горячий шоколад, но все они подкупают трогательным развитием событий, поскольку моделью оказалась девушка из простых кругов.

Именно в галерее можно увидеть, каким Дрезден был в XVIII веке. Посмотрев на панорамы города на картинах Бернардо Беллотто, известного как Каналетто, поражаешься сходству с современным Дрезденом:

Еще одна девушка, читающая письмо, запечатлена нидерландским художником Яном Вермеером. Интересная идея отражения лица в оконном стекле:

Эта картина правилась автором. Там, где сейчас развевается оконная занавеска, изначально был изображен купидон.

Все залы основного здания, где выставлены картины, оформлены в едином стиле. Только восточное крыло галереи отличается своими залами, так как является временным пристанищем для картин и скульптур:

Антонио Коррадини – итальянский мастер, один из самых известных скульпторов XVII века, способный не только изваять образ, но и прикрывающую его тончайшую вуаль. Основная часть его работ экспонируется в Италии, однако и в Дрездене можно увидеть его Vestalin, 1724:

Коррадини один из немногих скульпторов, кто работал в технике, позволяющей изобразить вуаль. Эта техника необычайно усложняется еще и тем, что требует особого многослойного камня.

Посетив Галерею Старых мастеров, мне хочется сказать, что художники тех столетий, действительно, были Мастерами. Взгляните еще раз на первую фотографию в данной статье. Это триптих, созданный фламандцем Яном ван Эйком в 1437 году. Каким талантом нужно обладать, чтобы создавать столь реалистичные и восхитительные картины!

Дрезденская галерея богата настоящими шедеврами. Не зря туристы так стремятся посетить этот музей европейской живописи. Друзья, если Дрезден еще не входил в ваши планы, пора включить, чтобы познакомиться с городом и посетить картинную галерею.

Ваш euro-проводник Татьяна

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *